Референдум — запасной аэродром выборов

Впервые лето проходит под знаком высокой политической активности. Градусник зашкаливает за +30, но у политической жары температура еще выше. Все дело в выборах. Парламентских. Партия регионов хочет гарантированно закрепиться во власти, а для этого ей необходимо взять последний бастион — Верховную Раду. 

Поставлена задача получить не менее половины парламентских голосов, чтобы гарантированно обеспечивать поддержку всех правительственных и президентских инициатив на законодательном уровне. Подобного прецедента в новой украинской политике еще не было: 226 голосов, сосредоточенных в одних руках. Тем не менее, уже сегодня технологи власти думают над тем, как обеспечить результат. Как правило, нужны три составляющие: владение админресурсом и его грамотное применение, финансовое обеспечение выборов, законодательный апгрейд парламентской кампании-2012. 

Несложно заметить, что правила электоральной игры меняются от выборов к выборам: украинский избиратель уже перепробовал все электоральные «позы»: мажоритарка, смешанная система выборов, жесткая пропорциональная система.  Тем не менее, как говорил незабвенный Виктор Черномырдин, «какую партию не строй — все равно получается КПСС». Так и у нас: по какой системе не выбирай, а в Верховной Раде оказываются олигархи, политические коньюктурщики, ветераны всех партийных мастей, секретарши и водители. Профессиональных политиков, представляющих интересы  людей, практически нет — к  таким силам можно отнести разве что коммунистов, да и то сегодня идет активная борьба за их «вытеснение».

Команда власти еще не решила по какой схеме она будет действовать в 2012-м году. Президент Виктор Янукович заявил, что является сторонником смешанной системы выборов, когда половина депутатов избирается по одномандатным округам, другая — проходит по спискам политических партий. Поэтому сейчас начат активный процесс партийного переформатирования (Ринат Ахметов, по информации в СМИ, приобрел партию «Фронт перемен», Союз левых сил теперь тоже осталась «без хозяина», борьба за лидерство идет в СПУ и т. д.). Округа уже «расписаны»  кандидаты начали подготовительную работу. Также начат процесс формирования списков.

Контрольный пакет почти над всеми жизнеспособными структурами, естественно, находится у Партии регионов. А  как же  иначе бороться с БЮТ и другими политсилами, которые недовольны системными реформами и «улучшением жизни уже сегодня»? (Их кстати немало: почти 40 боевых единиц. Именно столько выступило с совместным заявлением о недопустимости принятия в Верховной Раде антинародного закона о выборах, резко сужающего права избирателей в части защиты своих интересов и голосов). Кроме того, выяснилось (как обычно), что списки регионалов не резиновые и желающих «послужить Отечеству» намного больше, чем проходных мест. Поэтому существует сразу несколько  реестров, формируемых в разных центрах влияния.

Первый и самый главный списочный ресурс находится, понятное дело, в руках Виктора Януковича. Президент является убежденным сторонником мажоритарной системы, но скрепя сердце согласен на такую необходимую европейскому правителю уступку, как смешанная модель. Что поделаешь, европейские наблюдатели зорко следят за соблюдением правил электоральной игры в стране, которая задекларировала пеший поход в ЕС. Приходится имитировать бурную партийную жизнь.

Конечно, до такой роскоши как выборы по открытым партийным спискам (депутат «прикреплен» к партии, но  идет по мажоритарному округу, чтобы протестировать симпатии избирателей и к представляемой политсиле и к личным   качествам кандидата), дело не дойдет, хотя ранее Партия регионов активно выступала в поддержку этой модели.

Так, в 2009-м году Виктор Янукович публично заявил о том, что «Выборы в Верховную Раду и местные советы должны проводиться по открытым спискам». Лидер фракции Партии регионов (на тот момент)  подчеркнул, что  «как только в парламенте появятся необходимые 300 голосов депутатов для внесения изменений в Конституцию Украины, Партия регионов готова внести изменения в Конституцию, и выборы должны быть в новой системе». После  смены статуса Виктор Федорович кардинально изменил свое мнение об электоральной модели.

У Партии регионов слишком мало политиков — в хорошем смысле этого слова, и невысокий рейтинг. Поэтому однозначно придется использовать технологию «распорошения»,  рассовывая друзей и близких в списки  других партий. У Виктора Федоровича «квота» в 70 мест. Часть из них уже заполнена: по имеющейся информации  часть «проходных» вакансий занята публичными спикерами Партии регионов.

Второй список формирует премьер Николай Азаров. Это самое слабое звено. Учитывая туманные премьерские перспективы, списки пополняются не слишком активно, и в основном, представителями старой донецкой «гвардии».

Список №3 у Рината Ахметова. Сам факт, что у  главы СКМ и главы государства  собственные реестры говорит о том, что видение Президента  расходится с точкой зрения Рината Леонидовича на ключевые политические и экономические перспективы. И эти разногласия углубляются тем сильней, чем ближе дата выборов-2012. Именно поэтому почетный президент футбольного клуба «Шахтер» решил усилить свою партийную и политическую независимость, проведя переговоры о приобретении партии «Фронт перемен», в которой мы наверняка обнаружим кандидатов от СКМ и других предприятий, принадлежащих депутату. Сегодня, кстати, Ринат Леонидович активно лоббирует продвижение своих креатур и в правительство: на министерские посты, на должности глав комиссий- регуляторов финансового и фондового рынков. 

И, наконец, «партийный Грааль № 4», принадлежит первому вице-премьеру А. Клюеву.  К нему пока стоит очередь из  кандидатов (в том числе, из оппозиционного лагеря) но у Андрея Петровича, славящегося своими талантами переговорщика, сегодня есть очень мощный конкурент: это стремительно набирающий вес (не только экономический и политический) глава Нацбанка г-н Арбузов. Он видит себя главой правительства, определенные договоренности об этой ротации достигнуты в кабинете №1, а сам главный банкир  в последнее время  «сгреб» все имеющиеся у Нацсовета радио и телечастоты, планируя создавать собственную медиа-империю — под выборы.

Тем не менее, несмотря на  летний «дележ» мест и округов, в условиях когда рейтинг бело-голубых находится в низшей точке популярности, а протестные настроения растут, шансы «проходимости» регионалов в парламент в большом количестве — под вопросом /> Поэтому в Администрации Президента сегодня внимательно изучают  запасной вариант под названием «народный референдум». Выборы Верховной Рады должны совпасть с завершением конституционной реформы. Роль парламента в деле  «цементирования» полномочий нынешней команды  переоценить трудно. Но  выдержит ли новое большинство такую нагрузку, тем более, если оно наполовину будет состоять из мажоритарщиков? Не факт.

Поэтому на Банковой все больше и больше внимания уделяется результатам полузабытого референдума 2000 года, когда народ Украины честно ответил на вопросы о возможности досрочного прекращения Президентом полномочий Верховной Рады в случае, если депутаты в течение месяца не сформируют действенное парламентское большинство, или если парламент на протяжении трех месяцев не утвердит проект закона о государственном бюджете; об отмене депутатской неприкосновенности; о сокращении общего количества депутатов с 450 до 300 человек; о формировании двухпалатного парламента. Почти сто процентов избирателей полностью поддержали эти инициативы. Кучма не смог довести их до имплементации, но Янукович не Кучма, как Украина — не Россия.

Если все пойдет по плану, которые российские политтехнологи разрабатывают в кабинете главы Администрации Президента, то в 2012 году страна будет избирать новый, двухпалатный парламент на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной системы. «Нижние» будут избираться по партийным спискам, «верхние» — по мажоритарным округам. Именно на этот сценарий рассчитывают и губернаторы, и бывшие высокопоставленные чиновники, вроде Кучмы, Кравчука и пр. Форма правления от такого расклада не изменится: все та же президентская модель, только в усиленном варианте. Как в России. Глава государства получит право разгонять нижнюю палату, а сенаторов трогать не может.

Это один из элементов системы сдержек и противовесов в законодательном плане. Политические эмоции, драки и популизм будут «скапливаться» в нижней палате. «Ареопаг» старейшин получит право налагать вето, на законы, принятые нижним этажом. Президент остается над схваткой,  периодические применяя право вето или угрожая роспуском «нижним». Таким образом, работа Верховной Рады не может быть заблокирована  «бунтовщиками», как это было в 2006 году, когда Тимошенко и ее фракция добились перевыборов.

Такая хитроумная реконструкция позволит не только провести ротацию элит без шума и пыли, но и даст возможность не вкладывать огромные средства на борьбу с политическими оппонентами: власть пропустит в Верховную Раду даже БЮТ, если «закрыть» его представителей в нижней палате.

Это идеальный вариант для предъявления Европе: вот, двухпалатный парламент как во многих цивилизованных странах, оппозицию никто не прессует и спокойно позволили ей участвовать в работе законодательного органа, президент не «рулит» парламентом. Опять же, вся процедура проведена в строгом соответствии с волей народа — на референдуме. По Конституции он по-прежнему остается главным источником власти. Для других?

Читайте также по теме