Западные партнеры ждут от Украины реформы энергорынка и создания независимой комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Реализация этих инициатив откроет стране доступ к новым порциям макрофинансовой помощи ЕС. Но народные избранники,которые должны принимать соответствующие законопроекты, пока буксуют процесс из-за разногласий.
Марош Шефчович, вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу, пребывая в Киев с визитом в начале сентября, четко озвучил требования ЕС относительно преобразования украинского энергорынка, а именно: изменение статуса НКРЭКУ, принятие закона о рынке электроэнергии и создание Фонда энергоэффективности.
«Принятия этих законопроектов очень ожидают европейские институты и МВФ. Завершение этой работы позволит ЕС предоставить транш в 600 млн евро макрофинансовой помощи», — заявил он.
В свою очередь глава правительства Владимир Гройсман и спикер Верховной Рады (ВР) Андрей Парубий выразили надежду, что все соответствующие проекты законов будут рассмотрены парламентом в ближайшее время.
В частности А. Парубий спрогнозировал, что доработанный законопроект №2966 «О НКРЭКУ» будет вынесен в сессионный зал ВР в текущем месяце.
Отметим, что на минувшей пленарной неделе депутаты не нашли время для законопроекта № 4493 «О рынке электроэнергии Украины», хотя он был включен в повестку заседания 8 сентября.
Этот проект закон был написан в контексте соглашения о членстве Украины в Энергетическом Сообществе.
Подписав этот договор, Украина обязалась с 1 января 2015 года применить правила т.н. Третьего энергетического пакета ЕС, который в частности предполагает обеспечение страной гарантий независимости НКРЭКУ, установление четких норм функционирования рынков электроэнергии, включая дерегулирование цен, и создание самостоятельных структур для передачи и распределения электроэнергии.
В Министерстве энергетики и угольной промышленности уверены, что благодаря имплементации правил Третьего энергетического пакета ЕС в стране возникнут благоприятные условиях для инвестиций в энергетическую отрасль и здоровое конкурентное пространство для производителей и поставщиков электроэнергии. Кроме того, реформа даст «зеленый свет» для интеграции страны в европейские рынки электрической энергии.
«Для того чтобы имплементировать всю базу, подготовиться технически, понадобиться в лучшем случае года 3. Проблема в том, что действующий закон, если говорить о реформах, вполне позволял проводить реформу рынка. Он базируется на положениях Второго энергетического пакета, который не сильно отличается от Третьего. То есть, часть норм действующего закона можно было использовать для реформы рынка», — объясняет эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.
Эксперт также отметил, что на сегодняшний день никто в стране не предпринимал действия, направленные на реформы, добавляя, что сегодня «государство монопольно контролирует все финансовые потоки».
«Кто же откажется от такого вкусного куска», — резюмирует он.
Что касается законопроекта №2966 о деятельности регулятора, то депутаты 14 июля отправили его на повторное второе чтение. В первом чтении проект закона был одобрен еще 12 апреля текущего года. С тех пор его окончательное принятие неоднократно переносилось.
Данный документ, напомним, определяет состав НКРЭКУ, члены которой, а их будет семь, назначаются и увольняются непосредственно Президентом. Отбор членов НКРЭКУ, согласно законопроекту, осуществляет конкурсная комиссия, состав которой формирует Президент (назначает двух представителей), парламент (два представителя) и Кабинет Министров (один представитель). В свою очередь руководитель регулятора избирается на два года в ходе закрытого голосования членов НКРЭКУ. По законопроекту, финансирование органа осуществляется из специального фонда госбюджета от взносов на регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
По мнению экс-министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексея Кучеренко, законопроект о НКРЭКУ в нынешнем виде мало что меняет.
«Во-первых, право Президента назначать членов НКРЭКУ действует и сейчас, но регулятор не показывает чудес тарифообразования. Во-вторых, в нем нет принципиально важных норм для защиты потребителей и реальных механизмов контроля. Над законом еще работать и работать. Его нужно прописать в Конституции, чтобы он имел статус», — заявил он.
«Независимость НКРЭКУ должна дать возможность установить на энергорынке относительно приемлемые тарифы, которые будут соответствовать реальной стоимости. Но проблема заключается в том, насколько при этом регулятор станет лояльным к потребителю. Нужно также понимать, что любая либерализация рынка, не только в энергетической сфере, ведет к росту цен. В конечном итоге платит потребитель. Поэтому перед правительством стоит задача не столько в проведении реформы, сколько в создании экономических предпосылок для того, чтобы население было готово к реформам», — говорит В. Землянский.
Напомним, с апреля 2015 года в Украине прошло 4 раунда повышения тарифов на свет. Последний и заключительный ожидается в марте 2017 года. Таким образом, минимальный тариф на электроэнергию вырастет на 192%, если брать период апрель 2015 года – март 2017 года. Повышение тарифов на электричество и газ — обязательство Украины перед МВФ и западными партнерами.