Юрий Шпак
06:00 20/07/2017

Реформа образования: от посредственного к среднему

Пока учителя наслаждаются летним отпуском, а директора школ подсчитывают барыши от “вступительных” взносов, парламент подготовил им неприятный сюрприз — остатки модели советской  школы решено кардинально перестроить. Уже никто не ставит под сомнение неадекватность украинского образования современному миру и доработанный ко второму чтению законопроект “Об образовании” призван решить эту проблему.

Общие положения

 Сам документ занимает 60 страниц, но депутатские правки к нему тянут почти на две упаковки бумаги – более 800 страниц и 1700 поправок.

В законе вводится новое понятие — “индивидуальная образовательная траектория”.  Под ней авторы закона понимают персональный путь развития личности, которая формируется с учетом его способностей, интересов, потребностей, мотивации, возможностей и опыта. Он может быть реализован через индивидуальный учебный план. Скрывает ли слово “возможности” материальный компонент, не уточняется.

Что касается индивидуального учебного плана, то это будет документ, определяющий форму и темп усвоения образовательной программы, и создается получателем образования совместно с учебным заведением. И, опять же, подчеркивается — при наличии необходимых для этого ресурсов.

В рамках среднего образования будут действовать:

— начальная школа (образовательное учреждение первой степени);

— гимназия (учреждение среднего образования второй степени);

— лицей  (учреждение среднего образования третей степени);

В средней школе предусмотрены такие этапы образования:

— начальное образование в четыре года;

— базовое среднее образование в пять лет;

— профильное среднее образование в три года

Что интересно, по примеру американских школ, эти три этапа могут быть пройдены в разных учебных заведениях, что говорит о будущей их специализации.

Итоговая аттестация знаний учеников будет проходить по завершению каждого из этапов. Порядок такой аттестации будет определяться министерством образования.

Заполняемость классов в школе не может превышать 30 человек. Такая же норма существует и сейчас.

Что касается сельской местности, то там норматив на класс не меньше 5 человек

Определена длительность уроков для различных классов:

— в первом классе — 35 минут

— во  2-4 классах — 40 минут

— в 5-11 классах — 45 минут

Еще один момент по выбору школы. Несмотря на то, что за каждой школой закрепляется территория обслуживания, она не ограничивает право лица выбирать другое образовательное учреждение.

Закон предусматривает создание опорных школ, которые будут иметь удобное место расположения  для подвоза детей из других населенных пунктов. Речь, прежде всего, о сельских школах. Деньги на такие подвозы должны будут выделять местные бюджеты.

Закон указывает, что научная, научно-техническая и инновационная деятельность высших учебных заведений  будет являться обязательной и неотъемлемой частью их образовательной деятельности.

Создается новая структура — Национальное агентство квалификаций, постоянно действующий коллегиальный орган. Как следует из названия, его сфера нормативная разработка “квалификаций”. Квалификация — подтвержденная документом  стандартизированная совокупность полученных лицом “компетентностей” (результатов обучения). Также будет создан отдельный реестр квалификаций.

Тут следует привести и определение “компетентности”. Это динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств, которые определяют способность личности  успешно социализироваться, осуществлять профессиональную или дальнейшую деятельность.

Введение критерия “социализации”, несомненно, важный акцент закона.

Кроме того, Нацагентство квалификаций будет заниматься  разработкой профессиональных стандартов.

Закон также определяет “смертные грехи” педагогов и учащихся: самоплагиат, списывание, взяточничество (именно так, а не коррупция).

Для управления сферой образования будет создан целый ряд реестров:

— субъектов образовательной деятельности

— документов об образовании

— сертификатов внешнего независимого оценивания

— студенческих (ученических) билетов

Статус преподавателя и директора школы

Преподавательской деятельностью сможет заниматься как педагогический (научно-педагогический) работник, так и самозанятое лицо, физлицо.

Интересно, что кроме преподавательской деятельности закон вводит понятие “педагогической” деятельности. Первая — более широкая по сути, например, кто-то помимо основной деятельности читает курсы или тренинги — формирует знания. А педагогическая деятельность это уже сфера классического образования.

Важные изменения касаются педагогического состава. Для учителей предусмотрена процедура сертификации — внешнего оценивания их профессионализма. Процедура эта будет добровольной, а сертификат будет действовать три года. Прошедшие сертификацию будут получать надбавки в размере 20%.

Органы местного самоуправления обязаны будут обеспечивать льготный проезд ученикам, воспитанникам, студентам и педагогам до места учебы и к дому. Также на их плечи ляжет бесплатное обеспечение пищей детей-сирот и других.

Должностной оклад педагога в перовом чтении был предусмотрен в размере трех минимальных заработных плат, ко второму чтению норма звучала как “не менее четырех прожиточных минимумов для трудоспособных лиц”, то есть более чем в два раза меньше.

Должностной оклад педагога каждой последующей категории будет повышаться не менее, чем на 10%.

Схемы должностных окладов будут утверждаться Кабмином.

Принципиально поменяется статус директора школы. Он будет назначаться на конкурсных основаниях сроком на 6 лет. В конкурсную комиссию будут входить и представители общественности. Один и тот же человек сможет находиться на должности директора не более двух раз подряд. После второго срока можно будет претендовать на кресло директора только в другом учебном заведении.

Сколько стоит образование

Авторы закона решили не отходить от конституционных канонов бесплатного образования и  задекларировали бесплатность дошкольного, полного среднего, профессионального (профтехнического), специального «предвысшего», и высшего образования согласно стандартам образования.

Также государство  гарантирует бесплатное обеспечение учебниками всех школьников и учителей, в том числе и электронными. В то же время из определения “электронного учебника” не совсем понятно — программа это или техническое устройство.

Глобально на финансирование сферы образования планируется заложить на уровне закона 7% ВВП за счет государственного бюджета, местных бюджетов и других источников.

Но не госбюджетом одним живо образование, поэтому закон предусматривает, что государственные и коммунальные образовательные учреждения имеют право предоставлять платные образовательные и другие услуги. Их перечень будет утверждать Кабмин. Более того, этот перечень может быть расширен на местах.

Финансирование среднего образования  на уровне школы будет проводиться  путем передачи целевых  средств в размере финансового норматива  бюджетной обеспеченности одного ученика.

Мова и язык

Языковой вопрос не мог не привлечь внимания общественности. В сущности, это один из базовых вопросов для образования.

Языком образовательного процесса в учреждениях образования является государственный, говорится в законе.

Споры вызвал второй абзац. В первом чтении редакция звучала как: «лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, обеспечивается право на обучение родным языком». Ко второму чтению депутаты спохватились  — забыли упомянуть украинский. Поэтому дописали “вместе  с украинским языком”.

Также государство “способствует” изучению языков международного общения, прежде всего английского.

В  образовательных учреждениях, соответственно, с  образовательной программой может изучаться одна или несколько дисциплин двумя или большими языками — украинским, английским другими официальными языками ЕС.  

В одно время Министерство образования вводило прогрессивный подход — учить не один иностранный язык, а два. В украинских условиях дефицита преподавателей все свелось к изучению русского, как второго иностранного. Пришлось эксперимент свернуть. В новом предлагаемом законе обязанность изучать два иностранных языка отсутствует.

Всему виной парадокс — русский, он иностранный или нет? Дашь ему статус иностранного — его начнут учить в этом качестве, родным его тоже не назовешь. Язык оккупанта? Даже в ЕС и США не поймут.  Если предоставить школьному самоуправлению самому решать этот вопрос, то мы получим множество локальных социальных и национальных конфликтов.

Домашняя школа

Мы уже привыкли к домашним детским садикам, теперь очередь подошла и к школе.

Семейная она же домашняя форма образования может быть обеспечена самими родителями.

Ответственность за соблюдение государственным стандартам такого образования несут родители. Конечно, мир давно ушел вперед, и часто школа как помещение, где полдня проводит ребенок, уже анахронизм. С другой стороны у нас в стране масса обеспеченных людей, которым  как премьеру не хватает денег для  образования отпрысков в частной английской школе, но  по карману укомплектовать штат репетиторов для обучения чада не выходя из дома.

Трудно сказать, насколько закон об образовании, в случае принятия, поможет украинскому образованию. Хватит ли у местных советов денег на финансирование школ? Как будут решаться скользкие языковые вопросы? С другой стороны, будет разрушена вечная гегемония директоров школ, ослаблена хватка районов, усиленно влияние родителей и общественности, вырастет конкуренция между учителями.

В будущем мы столкнемся с людьми, которые не посещали не только детские садики, но и школы, обучаясь индивидуально. Смогут ли они социализироваться полноценно в обществе?

Некоторых вещей закон, по понятным причинам, в упор не видит – грядущее освобождение и увольнение тысяч педагогов под натиском информационной революции и дистанционного образования.

Читайте также по теме