В 2016 году с 1 сентября украинские школьники начали постигать науки, обозначенные Минобразования как необходимые для детей. Приблизительно за месяц стало ясно, что не все предложенные педагогами, чиновниками, родителями изменения дают тот высокий результат, на который рассчитывали при запуске реформы. Корреспондент ГолосUA выяснял, что мешает быстрому внедрению учебных новшеств в украинских школах.
Новый школьный год с новой учебной программой
Начиная реформирование системы среднего школьного образования, чиновники ставили перед собой высокую цель – воспитать в детях дух свободы, навыки самостоятельного принятия взрослых решений, повысить их социальную адаптацию, а до того определить, каковы предпочтения ребенка относительно тех или иных занятий, по словам замминистра образования Украины Павла Хобзея.
Сейчас, по мнению чиновника, изменилась не только школьная программа, методы оценивания знаний детей, но и подход к составлению программы, что уже, как считают в Минобразования, является поводом для гордости ведомства.
Известно, что переменам предшествовала долгая публичная дискуссия о содержании 13 школьных программ. Чтобы общественность могла принять участие в их изменении, тексты выложили на платформе EdEra. Позже стало ясно, что все желающие высказаться – высказались. Свои комментарии оставили более четырех тысяч уникальных пользователей, большинство из которых — педагоги-практики, пишет Обозреватель.
В соответствии с новшествами, травля школьников за оценки должна остаться в прошлом, детей не будут заставлять учить все таблицы и все правила, чтоб от зубов отскакивали, а упор в учебном процессе сделают на интерактивном общении педагогов со школьниками и на развивающих играх в классе.
Так, в список новшеств включили следующие: отмена ответственности ребенка за аккуратное ведение тетради. Если есть помарки, учитель утратил право снижать оценку. Смена цвета учительской ручки, которой отмечают ошибки – с красной на зеленую. Далее, на каникулы с 2016 года ученикам вообще не будут задавать домашние задания и это же новшество распространяется на первоклашек в период обучения. Ученикам 2 класса задания на дом задавать будут, но в таком объеме, чтобы дети могли управиться за 45 минут. Для учеников 3 класса на дом дадут столько заданий, чтобы ребенок тратил не более 1 часа 10 минут личного времени, в 4 классе на домашние задания законодательно отведено 1,5 часа. Еще: учителя более не обязаны вычитывать определенное количество часов на учебную тему. Теперь если тема изучена, ее обсудили и дети поняли, учитель имеет право перейти к следующей.
Из учебных программ убрали чрезмерную теорию, которая была даже в музыке, ИЗО и физкультуре. Из украинского языка изъяли сложные для шестилеток темы, например, составление предложения по графической схеме. В преподавании английского языка тоже переходят от письменной речи к разговорной.
Также отменены оценки за каллиграфию. Отныне никто не будет наказывать ребенка плохой оценкой за то, что у него неровный почерк и нет навыка писать красивые буквы. И чтобы дети вообще почувствовали себя легче, когда перед ними, ранее не имевшими опыта написания цифр-букв, ставят задачу что-то писать, им разрешили пользоваться карандашами. А помарки, допущенные при использовании карандашом, можно стереть ластиком, не оставляя следов.
В рамках реформы предполагалось, что детей также перестанут заставлять учить таблицы – например, умножения, и больше времени оставят на решение практических задач. Таких, которые помогут принимать в жизни решения.
Кроме того, с 1 сентября 2016 года оценки школьников за письменное и устное выполнение заданий стали конфиденциальной информацией: об успеваемости ребенка смогут узнать только родители школьника и он сам, остальным родителям эти оценки называть не будут и, соответственно, не будут выносить тему оценок на родительские собрания.
При этом П. Хобзей в сентябре 2016 года предупредил журналистов, что образовательной реформе до завершения еще далеко. В Верховной Раде Украины сейчас на рассмотрении находится еще один проект закона, который дополнит ряд мер в рамках реформирования образования.
«Законопроект включает Концепцию новой украинской школы. Положительная сторона этой Концепции такова, что она написана понятным «человеческим» языком, чтобы это было понятно учителям и родителям. Без понимания ценности нового закона невозможно начать какие-либо изменения в обществе», — заявил он журналистам в сентябре 2016 года.
Школьная теория vs практика
Итак, это теория. Что же вышло на практике?
Реформа украинского среднего образования наделила родителей учеников правом предлагать школе изменения в учебную программу. Но учителя недовольны этим новшеством, сообщила журналистам директор киевской школы №220 Марина Комракова. «Некоторые родители хотят, чтобы их дети изучали в школе испанский или китайский языки. Иногда поступают требования, чтобы три часа в неделю итальянский язык», — сказала она.
Но пояснила, что у школы либо в штате нет специалиста, который бы преподавал детям итальянский, либо нет возможности вообще нанять учителя на три часа еженедельно.
Народный депутат Украины Тарас Креминь заявил журналистам, что школам сейчас вообще трудно найти учителей на обычную ставку с полной занятостью, не то, что на три часа в неделю. «Такая ситуация объяснима, если в сельских школах количество вакансий составляет 30-40%. Но для меня это большое удивление, что и в киевских школах есть большой дефицит учителей», — отметил нардеп.
А директор киевской средней школы №5 Светланы Олексюк сообщила, что именно в начале текущего учебного года в школах возник ощутимый дефицит учителей. «Впервые в сентябре у нас не закрыты вакансии учителей. Это означает, что детей некому обучать», — сказала она.
Аналогичную информацию сообщила и директор киевской школы №220 Марина Комракова. По ее словам, в современные школы на работу берут молодых учителей без опыта работы. И это ставит под вопрос их компетентность, а также ослабляет уверенность руководства школ, что учителя смогут качественно выполнить свою работу.
«Какими бы прекрасными не были новшества, предложенные Министерством образования, невозможно подготовить молодого учителя к преподаванию детей за один месяц стажировки. К сожалению, в школы приходят не учителя-практики, а выпускники вузов. И за месяц молодой учитель не успевает достичь такого уровня информированности, чтобы его поставить у доски, и он бы начал преподавать», — сказала она.
Сложно точно сказать, с чем именно связана такая плачевная ситуация с кадровым дефицитом в школах. Возможно, это прямое следствие того, что в 2016 году учителей лишили надбавок к зарплатам и снизили их статус.
«Принят закон, в соответствии с которым учителя станут обслуживающим персоналом и с нас снимут все надбавки к зарплате», — сообщила ГолосUA преподаватель изобразительного искусства Алена Слобоженко.
В то же время, родители понимают, что в школах ощущается дефицит учителей. Но это не снимает ответственности с руководства школ, а также с Министерства образования и науки Украины. Ведь время не ждет и детей надо обучать уже сегодня.
Поэтому к новой системе образования возникли претензии и у представителей «Родительского комитета» — общественной организации, которая с 2011 года предлагает учителям изменить школьную программу с тем, чтобы дети не были перегружены информацией и тяжелыми учебниками, а также еще в школе лучше подготовились ко взрослой жизни.
Руководитель комитета Оксана Макаренко сообщила ГолосUA, что когда ее дети теперь возвращаются из школы, приходится помогать им учить уроки. Ведь объем заданий такой, что приходится засиживаться всей семьей над учебниками и тетрадями до полуночи.
«Дети очень устают от такого количества материалов, потому что после школы из-за дополнительных заданий у них вообще не остается свободного времени. Родители не могут с ребенком ни прогуляться, ни в музей сходить. Зато они разбирают до полуночи с детьми те дополнительные 2-3 параграфа, заданными учителем на дом, хотя эти темы нужно было объяснять детям в классе», — сказала она.
По мнению О. Макаренко, такая учебная нагрузка на ребенка до добра не доведет. «По статистике, только 8% украинских учеников после окончания школы удается сохранить здоровье», — сообщила ГолосUA она.
Возможно, даже частичное снижение учебной нагрузки на ребенка является необходимостью. Поскольку школьники начальных классов и так не справляются с заданиями учителя в классе.
«Как я заметила, ученики 1-2 классов не справляются с необходимостью запоминать математические данные из таблиц. И, наверное, нужно заменить запоминание на заучивание, так дети будут лучше усваивать материал», — рассказала учительница начальных классов Наталья Голицына.
Однако она отметила, что считает правильным заменить задания на запоминание играми с практической составляющей. Например, поставить перед детьми на уроках математики рассчитать объем краски, который понадобится для ремонта комнаты.
В общем, теперь дети в классах решают больше практических заданий, но меньше занимаются непосредственно с информацией учебно-теоретической. В результате учителя большую часть неприменимых в реальной жизни заданий, требующих абстрактного и логического мышления, включают в программу домашнего обучения.
Так, к концу сентября несовпадение точек зрения педагогов и родителей на распределение учебной нагрузки стало явным.
Перспективы обновленной программы
Как можно предположить, полностью, непредвзято оценить эффект от внедрения реформы школьного образования в Украине можно будет только, когда дети пройдут поэтапное обучение в начальной, базовой средней, обособленной старшей школе. Скорее всего, не раньше, чем через 12 лет.
В проекте базового закона «Об образовании» предусмотрено, что срок обучения в начальной школе составит 4 года, в базовой средней – пять лет, в старшей школе – три года.
В средней школе, срок обучения в которой составит 5 лет, в списке учебных дисциплин появятся иностранный и украинский языки, математика, и постоянное оценивание знаний.
В старшей школе (с 7 класса), начнется предметное обучение, по итогам которого школьники пройдут внешнее независимое оценивание (ВНО), а после 9 класса, исходя из результатов ВНО, желания учеников и родителей обучение начнется в профильной старшей школе — в академическом лицее или в профессиональном лицее.
По мнению П. Хобзея, благодаря новой системе обучения педагогам будет проще развить в ребенке через игры, диалог, групповую работу мотивацию к обучению, а также снизить страх перед неуспешным усвоением материала.
При этом, как выяснил корреспондент ГолосUA, родители не готовы к тому, что их дети будут учиться в школе, не боясь наказания. «Когда родители видят, что замечание сделано зеленым, а не красным, то теряются и недовольны. Родители считают, что детей за ошибки нужно наказывать, чтобы ребенок не повторял их. И красная ручка оказалась таким сакральным предметом, который считается инструментом наказания», — описала ситуацию Оксана Макаренко, глава «Родительского комитета».
Она также пояснила, что идея Минобразования о новых подходах при получении среднего образования заключается отнюдь не в смене цвета ручки, которой пишут учителя. «Идея в том, чтобы не наказывать ребенка, а мотивировать. И мотивировать больше, чем наказывать. Возможно, для того чтобы родители по-другому относились к этому, нам нужно пройти эволюционный путь, в конце которого мы будем иначе относиться к ошибкам детей», — сказала эксперт.
Макаренко также добавила, что родители не могут свыкнуться с мыслью, что теперь оценки их детей невозможно сравнить с успеваемостью других учеников.
«Родителей это возмущает. Как так?! Ведь я не могу сравнить, насколько лучше мои дочь, сын учатся! Родителям это так непривычно!», — сказала ГолосUA она.
В то же время, педагог, соучредитель «Креативной международной детской школы» Наталья Лимонова высказала ГолосUA мнение, что в украинских школах, где остаются те же учителя, что и раньше, не удастся воспитать людей с другим пониманием жизни, нежели есть сейчас. Ведь традиции нельзя вытеснить из системы образования быстро. А раз так, то не стоит ожидать многого от реформы государственного школьного образования.
«В обществе есть запрос на бунтарей и нужны учреждения, которые подготовят достойную смену нынешним поколениям. Ведь только бунтари-лидеры способны вывести государство на новый уровень развития», — сообщила эксперт.
А Оксана Макаренко считает: дело не в том, где ребенок учится – в частной школе или в государственной. Дело в том, умеют ли чиновники распределять финансирование и правильно рассчитывать затраты на содержание классов в городах и селах. Ведь если нагрузка на школу в виде учеников будет рассчитана неправильно, затраты бюджета Минобразования нельзя назвать оправданными.
«Оплата обучения одного ученика в Киеве составляет 8 тысяч гривен в год, а в селе – 50-70 тысяч», — сказала она.
При этом учительница киевской школы упомянула еще об одном аспекте проблемы. Она призналась ГолосUA, что после закрытия школ только в Киеве и регионах приходится формировать учебные классы так, что в одном было не менее 36 учеников. И это очень большая нагрузка на учителей.
«Учителям тяжело и это нарушает нормы Конституции. Но мы вынуждены включать туда детей, ведь 169 школ в регионах закрыли, на всех детей действующих классов не хватает», — подытожила она.
Выходит, кроме благих намерений Минобразования для изменения системы образования в школах придется дождаться, когда родители будут к этим новшествам готовы, и когда в министерстве научатся правильно вычислять затраты на обучение учеников, а учителя найдут способ не лишать детей отдыха из-за слишком объемных домашних заданий. Тогда, возможно, в Украине сельские дети не будут лишены права на получение образования, городские учителя получат нагрузку, адекватную их зарплате, а сами школьники смогут дома больше общаться с родителями и отдыхать.