Украинскую милицию ждет глубокое системное реформирование и переименование в полицию. По крайней мере, об этом заявил вице-премьер-министр Виталий Ярема. В чем конкретно будет выражаться «глубокое» и «системное» реформирование, куратор силового блока в правительстве не пояснил. Однако то, что реформами милиции будут заниматься сами силовики, сразу же заставляет усомниться в их результативности.
Когда-то давным-давно команда КВН Харьковского университета внутренних дел МВД запустила удачную шутку о том, что украинскую милицию собираются переименовать в полицию. «Это что, раньше нас называли «менты», а теперь будут называть «понты»?», — возмущался студент в форме ППСника. Похоже, что первая часть шутки наконец-то сбудется. И уже в скором времени украинских милиционеров действительно переименуют в полицию. Пожалуй, это и будет главный смысл реформы. А вот поменяется ли качество работы бывших милиционеров, ставших вдруг полицией – вопрос открытый.
То, что украинскую милицию и вправду необходимо реформировать, не говорил разве что ленивый. Раздутый штат, мизерная зарплата, и, как следствие, непрофессионализм и высочайший уровень коррупции давно превратили милицию в ООО «МВД», за деньги решающее бизнес-проблемы власть предержащих и просто тех, кто готов платить. Фактически, как признают и сами офицеры милиции, правоохранительная система Украины начала разваливаться давно, еще лет 15 назад. Сегодня она представляет из себя полуразложившийся труп, который не то что реформировать – реанимировать невозможно. Поэтому заявление Виталия Яремы о глубоком и системном реформировании наводят на одну мысль – никаких реформ ожидать не стоит. В принципе, об этом недвусмысленно намекнули не так давно, когда на базе расформированного днепропетровского «Беркута» создали специальный батальон милиции. Зачем в системе МВД вообще нужны подобные подразделения, совершенно непонятно. Ведь фактически они занимаются тем же, что и простые патрульные милиционеры. Только за намного большие деньги. По словам самих милиционеров, «беркутовцы» получают в 2-3 раза больше, чем оперативники, занимающиеся раскрытием преступлений. Правда, на профессионализм это никак не влияет. Что и подтверждает дикая история с задержанием в Одессе банды Дикаева. Единственное объяснение, зачем бывшей оппозиции нужен «старый новый» «Беркут», простое – для того же, для чего он был нужен и старой власти, то есть, для решения своих вопросов и собственной защиты. Например, от того же Майдана.
Ну да ладно с «Беркутом», в конце концов их не так уж и много. А вот что реформаторы собираются делать с остальной милицией? Оставлять все как есть? Ведь, как неоднократно заявляла новая власть, никаких массовых увольнений и сокращений в милиции не планируется. Обещают лишь переаттестацию. Ну, что такое переаттестация, которую проводят сами переаттестуемые, в милиции хорошо знают. В итоге своих должностей лишатся лишь те, кто не угоден новым начальникам. В общем же итоге результат такой переаттестации будет нулевой. И милиция вновь останется раздутой, коррумпированной и неэффективной. Фактически, вся реформа сведется к российскому образцу, когда милицию переименовали в полицию и в несколько раз повысили зарплаты. Чтобы, значить, коррупцию искоренить. Правда, как показывают последние опросы общественного мнения, эффективность этого решения оказалась нулевой: коррупция никуда не делась (только размеры взяток выросли), эффективность полиции осталась на том же уровне, что и доверие населения – то есть, на низком. От радикальных и эффективных реформ российские власти решили отказаться – якобы дорого. Вместо этого решили потратить в течении семи лет 100 миллиардов долларов (!!!) на пиар-компанию по формированию позитивного имиджа российской полиции. Что тут скажешь, «эффективная» реформа! Российский пример – свидетельство того, чем заканчивается реформирование правоохранительной системы силами исключительно самих властей и правоохранителей. Ну не верю я, что человек, работавший в системе и знающий ее изнутри, все коррупционные потоки и вытекающие из этого возможности, будет что-то менять! Максимум – расставит своих людей. Это все равно, что борьбу с коррупцией возглавит гаишник. Водители знают, о чем я говорю.
Чтобы действительно реформировать правоохранительную систему, простого переименования в полицию недостаточно. Впрочем, как и повышения зарплат (хотя это и необходимо!). Без привлечения экспертов (в том числе и международных), глубокого анализа ситуации и причин неэффективной работы МВД, без создания четкого, пошагового плана реформ, без люстрации высшего и среднего руководящего звена (причем не по политическим, а исключительно по профессиональным и коррупционным причинам!), и привлечения на их место новых людей, без общественного контроля и соответствующего финансирования любая реформа милиции изначально будет обречена на провал. Но самое главное – чиновники должны на деле доказать, что готовы превратить милицию из обслуги власти в слуг народа. Если этого не произойдет, все закончится лишь сменой вывески. А реформа – понтами.