Служба безопасности Украины закроет отделы по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями, и передаст дела антикоррупционным органам и Бюро экономической безопасности (БЭБ). «Эти органы нерезультативны» — бьют тревогу некоторые эксперты: БЭБ вообще не удается запустить вовремя.
«Требование озвучивали международные партнеры»
Комитет Верховной Рады по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки приступает к рассмотрению поправок ко второму чтению законопроекта о реформировании Службы безопасности Украины (СБУ).
«По реформе СБУ, на следующей неделе у нас комитетская неделя. Мы приступаем к рассмотрению поправок к нему», — сообщил на брифинге глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия.
Первое чтение проект изменений в Закон «О Службе безопасности Украины» прошел еще в Раде 28 января. Изменения касаются усовершенствования организационно-правовых основ деятельности СБУ.
В основном они касаются сокращения штата и сужения функций. Но среди прочего СБУ предлагается предоставить возможность блокировать участие отдельных партий в выборах. Предполагается, что по представлению службы о том, что партия ведет «сепаратистскую, террористическую или разведывательно-подрывную деятельность» ЦИК может отказать политической партии в регистрации. Такое представление может быть внесено Службой безопасности Украины не позднее чем за 45 дней до дня проведения выборов.
Президент Владимир Зеленский приветствовал принятие законопроекта в первом чтении. «Принятие этого законопроекта приближает Украину к европейскому сообществу», — заявил он. Впрочем, Глава государства имел в виду сокращение юрисдикции Службы безопасности. «Это важный шаг в реформировании Службы безопасности, когда государство движется вперед на пути либерализации экономики и упрощения ведения бизнеса в Украине», — подчеркивал Владимир Зеленский.
Как известно, Служба Безопасности подчиняется Президенту. А проект закона предусматривает значительное сокращение. Так, из имеющихся сегодня 27 тысяч сотрудников до 2023 года должно остаться 17 тысяч. Законопроектом предлагается ликвидировать некоторые спецподразделения СБУ. Например, сейчас в СБУ преступлений по направлениям экономики и коррупции занимается управление «К».
А в новой структуре службы не будет подразделений по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями. «Это требование было одним из ключевых, которые на старте реформы озвучивали специалисты по безопасности и международные партнеры», — сообщает официальный сайт СБУ.
В спецслужбе подчеркивают, что, если в будущем СБУ обнаружит такие правонарушения в ходе выполнения своих задач, уголовные производства будут передаваться другим органам: НАБУ, ГБР, Национальной полиции.
Стоит напомнить, что по при поддержке западных партнеров создана вертикаль антикоррупционных органов. В нее входят: Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), Высший антикоррупционный суд (ВАКС). По задумке, НАПК должно проверять чиновника или политика на предмет коррупции, руководствуясь законодательством о незаконном обогащении, НАБУ – расследовать коррупционные деяния, САП – выдвигать обвинение в суде. ВАКС должен судить, и выносить приговор.
Однако, эксперты бьют тревогу: структура антикоррупционных органов нерезультативна. «Антикоррупционный суд заработал, а результата нет», — говорит политический эксперт Руслан Бизяев по итогам двух лет работы суда. Он отмечает отсутствие резонансных дел.
«Надо смотреть не только на работу Антикоррупционного суда, а оценивать в целом работу антикоррупционных органов. Потому что изначально, на мой взгляд, заложен неправильный принцип работы всей системы: антикоррупционные органы должны были выполнять функцию ошейника на нашей политической элите, карать только тех, кого надо карать нашим западным партнерам», – сказал аналитик.
«По разным объективным причинам»
По мнению Руслана Бизяева, украинской правящей элите не пришлась по душе идея с антикоррупционными органами, и они сделали все, чтобы ослабить эти органы. «Нашим политикам, госслужащим, депутатам такой «хоккей» был не нужен, и они нашли возможность нивелировать работу этой структуры. Поэтому в Украине структура Антикоррупционного суда есть, другие антикоррупционные органы есть, а результата нет», – сказал политический эксперт.
Отметим, что в ходе визита Президента Владимира Зеленского в США было принято совместное заявление о партнерстве. В нем, украинская сторона обещает немедленное избрание руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), защиту полномочий директора Национального антикоррупционного бюро (НАБУ).
Исполнительный Директор Украинского института будущего Вадим Денисенко отмечает: США отдельно выделяет НАБУ и САП, как ключевой для себя орган. «Эффективность не важна – важна так называемая «независимость», но исключительно от Офиса Президента (впрочем, ничего нового здесь нет: НАБУ и САП — это контроль над элитами)», — написал он в Facebook.
Информированный политолог Владимир Фесенко, объясняет требования по антикоррупционным органам тем, что «для США одним из главных приоритетов является демократия, правосудие и права человека, особенно реформирование судебной системы и борьба с коррупцией».
Впрочем, имеется стимул — транш МВФ (миссия прибудет 18 сентября). Президент Владимир Зеленский отмечает, что среди требований — законопроект о реформе СБУ, который приняли в первом чтении. «Мы ждем второго, и это важно и для нас, и для международных партнеров, и для МВФ», — говорит он.
Глава государства обещает, что СБУ больше никогда не будет заниматься экономикой после проведения реформы. «Бюро экономической безопасности — новый орган, который будет заниматься экономикой», — поясняет он.
Отметим, что реформа предусматривает ликвидацию подразделений контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБУ. Экономические функции Службы безопасности Украины должно взять на себя Бюро экономической безопасности (БЕБ).
Орган должен был заработать в сентябре. Однако глава БЭБ Вадим Мельник заявляет: «Мы не успеваем. Определенные процессы были затянуты: не по вине Кабмина], не по вине народных депутатов. Так случилось, что они немного затянулись… Шесть месяцев, которые были даны для начала работы БЭБ. Они по разным объективным причинам затянулись», – заявил чиновник.
Одной из возможных причин промедления Мельник назвал «период летних отпусков». Он отметил: все ориентируются на дату 25 сентября. А процедура отбора кандидатов на должности в БЭБ продлится не менее 30–35 суток. «И успеем ли мы? Нет, мы не успеваем», – подчеркнул он.