С 1 января 2013 года в Украине вступает в силу Закон "Об экстренной медицинской помощи". Фактически это означает, что период апробации подходит к концу. От экспериментального этапа власть переходит к реальному реформированию службы скорой по всей стране. Опыт пилотных областей, которые первыми испытали на себе новую систему оказания скорой медицинской помощи, минздраву показался вполне успешным. Впрочем, реформаторы видят лишь внешнюю сторону преобразований, которые сегодня привели к существенной экономии и уменьшению штата службы СМП. Но какова ситуация изнутри? Что скрывается за изнанкой реформы? И чего, собственно, ждать украинцам после нового года?
ЗАКУПИЛИ ИНОМАРКИ, ЧТОБЫ БОЛЬНЫЕ ХОДИЛИ ПЕШКОМ
Об особенностях реализации пилотного проекта рассказали запорожские представители Cвободного профсоюза медицинских работников Украины, которые недавно вернулись из Днепропетровска, где, по официальным заявлениям, эксперимент «удался».
— Мы решили своими глазами увидеть, насколько экстренная медицинская помощь стала лучше, качественней и доступней, — говорит первый заместитель председателя Cвободного профсоюза медицинских работников Украины, врач скорой помощи Анатолий Сидоренко. — Первый вопрос, который мы задали, приехав в Днепропетровск, сколько бригад работает на линии и как они укомплектованы по количественным и качественным показателям. Отмечу, что в новом законе прямо не прописано ни сколько медработников должно выезжать на вызов в составе одной бригады, ни какой они должны быть квалификации. Словом, оказалось, что город-миллионник обслуживает всего 64 бригады СМП. И это на бумаге, в реальности на линию выходит и того меньше. Тогда как, согласно действующим нормам, которые пока никто не отменял, в областных центрах на каждые 10 тыс. населения должна приходиться 1 бригада скорой помощи…
Что касается обновления парка службы «103», то, по словам Анатолия Сидоренко, на сегодняшний день «пилотный» Днепропетровск получил всего 14 автомобилей из 60 обещанных! (Всего по бюджетной программе «Развитие экстренной медицинской помощи в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве» минздрав закупил 216 специализированных авто на базе «Пежо Бокстер» и 76 реанимобилей на базе «Форд Транзит»).
— Новые машины, конечно, укомплектованы всем необходимым оборудованием, но совсем не приспособлены к нашим дорогам. Из-за низкой проходимости они не могут проехать и развернуться во дворах, поэтому медперсоналу приходится часть пути идти пешком. Такие пешие маршруты иногда составляют до полукилометра. А если больного нужно госпитализировать, ему тоже прикажете идти на своих двоих? – спрашивает представитель профсоюза.
ДОЕХАТЬ БЫСТРЕЕ ИЛИ ДЕШЕВЛЕ
В связи с этим, вспоминаются отзывы водителей карет СМП из сельской местности. Так, некоторые центральные районные больницы Днепропетровской области в рамках реформы тоже получили по одной холеной иномарке «Пежо». Теперь местная власть ломает голову, как не убить хрупкий агрегат на сельском бездорожье, и в то же время использовать его по назначению. То есть, добраться к больному за предписанные законом 20 минут. Именно такой регламент закреплен в новых нормах — скорая помощь должна прибывать на вызов в течение 10 минут в городе и 20 минут в сельской местности.
— Для ускорения и удобства в машины даже закупили GPS-навигаторы, — продолжает Анатолий Сидоренко. — Дескать, так водителям будет легче ориентироваться, не придется тратить драгоценное время на поиск нужного адреса. А что в итоге? И это дело до конца не довели. Диспетчер на центральной подстанции, благодаря установленному маячку, видит, где находится машина, а сам водитель, как ездил по карте, так и ездит. Возникли проблемы и с бензином. Топливо теперь списывают исходя из километража, установленного по навигатору, если же на маршруте возникла пробка и водитель ее объехал, разницу он вынужден оплачивать из своего кармана. Иначе говоря, водителю сегодня выгоднее подождать пока освободится дорога, чем объезжать препятствия за свой счет. Вопрос – а что выгоднее пациенту?
УРГЕНТНАЯ ПОМОЩЬ – ДЕЛИМ НА ДВА
Несмотря на нехватку бригад, с начала года резко ухудшилась ситуация и в плане их укомплектованности. Во-первых, в экспериментальном регионе уволили всех санитаров, во-вторых, не стали набирать новых фельдшеров. Бригады, в которых ранее было три медработника (врач, фельдшер, санитар), а осталось два (врач и фельдшер) разбили пополам. Теперь, как правило, на вызова выезжает только врач или только фельдшер.
— Оказать экстренную помощь человеку в тяжелом состоянии в одиночку невозможно, это я вам говорю, как фельдшер с 30-летним стажем работы, — отмечает председатель ревизионной комиссии Cвободного профсоюза медицинских работников Украины, сотрудница Заводской подстанции скорой помощи Виктория Удовиченко. — Надо, минимум, три человека. К примеру, на прошлой неделе в моей бригаде был вызов – отек легких у пожилой женщины. Больной оказывали помощь одновременно пять медработников, две бригады! А как справляются днепропетровские фельдшера, которые самостоятельно выезжают на вызова к критическим больным, тяжелым детям, даже представить сложно…
— Из 64 бригад лишь около 10 имеют в своем составе двух человек. Остальные работают в одиночку. Между тем, годами практики было доказано, что для оказания полноценной медицинской помощи, транспортировки больного, бригада должна состоять из трех человек. Тогда помощь будет оказана в полном объеме. Сегодня ее разделили, как минимум, на два. Скажем больше, по словам днепропетровских коллег, смертность на догоспитальном этапе за последний год увеличилась в три раза. Но сегодня об этом никто не говорит. Медперсонал запуган, люди боятся сказать правду под угрозой увольнения. Врач или фельдшер выезжает на вызов и молится, чтобы довезти больного в одиночку до больницы, — говорят представители Cвободного профсоюза медицинских работников Украины.
ЭКСПЕРИМЕНТ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ
Молится медперсонал и о собственной безопасности. Поскольку одиноких медиков стали чаще бить на вызовах. По словам Анатолия Сидоренко, на прошлой неделе в Днепропетровске пьяный «пациент» избил женщину-фельдшера, сломал ей два ребра, отправил на больничную койку. По новому закону каждый медработник должен быть застрахован. Но в пилотных регионах, как показывает практика, не застрахован никто. До такого этапа, как защита безопасности персонала, реформирование еще не дошло.
— Оправдывается все это режимом жесткой экономии, дескать, нужно продержаться. Вопрос – если это эксперимент на выносливость, то какую, простите, мы получим реформу? – возмущается Виктория Удовиченко. — Условия работы сотрудников просто ужасные, наша районная заводская подстанция – санаторий, по сравнению с центральной подстанцией города Днепропетровска. Но больше всего поражает то, что у них полностью отсутствуют пункты пополнения бригад. То есть, что взял, заступая на сутки, то и твое. Если запасы истощились — медикаментов, кислородных баллонов, наркотиков — в течение смены их пополнить нельзя. Это значит, одному больному кислород дали, а следующему уже не досталось. Одному пациенту нужный препарат ввели, а другому не повезло. Если это и есть успешный пилотный проект, если это и есть реформа, боже нас упаси от этого..!