Среди самых важных реформ, проводимых в Украине, наиболее пристальное внимание уделяется медицине. Зашкаливающая смертность населения, лекарственный геноцид, постоянные скандалы в Минздраве, коррупция в лечебных заведениях – все это сделало тему здравоохранения номер один. Законопроект от исполняющей обязанности министра здравоохранения Ульяны Супрун «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств» стал последним вариантом реформы, который, скорее всего, станет окончательным.
В своем подходе к медицинской реформе Минздрав в упрощенном приближении пошел по пути Германии, Великобритании, Канады, где медицина финансируется при активном участии государства. Классическая страховая медицина по американскому примеру отложена до лучших времен.
Рассмотрим базовые позиции реформы
Платит государство и создает для этого новую структуру
Государственный бюджет остается главным источником финансирования здравоохранения. Никаких дополнительных платежей в структуре единого социального взноса, который платят граждане, не будет. Поменяется только механизмы финансирования медицины.
Государство создаст отдельную структуру – Национальную службу здоровья Украины (далее – НСЗУ). Она будет выполнять функции государственной страховой компании. Это учреждение будет подчинено Минздраву и в его лице Кабмину. Естественно, все финансовые потоки будут направлены через НСЗУ.
Что будет профинансировано из госбюджета
Ядром реформы будет Государственный гарантированный пакет – совокупность медицинских услуг и лекарственных препаратов, которые будут оплачиваться со стороны государства.
Следует понимать, что туда войдет только определенный их перечень, и параллельно будут существовать медицинские услуги и лекарства, за которые придется расплачиваться пациенту самостоятельно. По словам Ульяны Супрун, из собственного кармана украинцам придется платить за эстетическую хирургию, стоматологию (кроме детской профилактической и экстренной) и «отдельные услуги, которые не угрожают жизни и здоровью».
Но и это не все. По примеру франшизы в страховых компаниях (сумма, которую в любом случае обязано покрыть застрахованное лицо), пациент должен будет частично рассчитаться и за то, что ему государство обещает дать бесплатно. Это будет называться «тариф совместной оплаты» и по задумке авторов реформы, он будет стимулировать людей бережно относиться к здоровью. Судя по нечеткой формулировке в законе, если лечебное заведение государственное, то дополнительно платить не придется.
В сам пакет услуг и лекарств, оплачиваемых государством, войдут услуги экстренной медицинской помощи, все три уровня: первичной (семейная медицина, участковый врач), вторичной (стационар, больница), третичной медицинской помощи (узкая специализация, высокотехнологическое оборудование), а также паллиативная помощь (облегчение страданий).
Для составления пакета НСЗУ разработает Детализированное описание медицинских услуг и лекарственных средств. Сюда очевидно войдут и стандартизированные международные протоколы лечения.
Отдельно будет создан и Национальный перечень основных лекарств, он будет частью перечня конкретных видов медицинских услуг и лекарственных средств.
Так как Детализированное описание медицинских услуг и лекарственных средств будет базой для создания Государственного гарантированного пакета, то утверждать его количественные и финансовые показатели будет Минздрав и Минфин.
НСЗУ будет заключать прямые договора со всеми медицинскими учреждениями, независимо от их формы собственности.
Куда пошлют пациента
Как только у человека (застрахованного лица), возникнут проблемы со здоровьем, он при первом обращении заполнят Декларацию о выборе врача первичной медицинской помощи.
Выбранный врач, он же семейный, будет принимать решение о направлении пациента для оказания той или иной помощи. Именно по этому направлению государство в лице НСЗУ будет оплачивать медицинские услуги.
Оказывать услуги медицинские учреждения будут на основании типового договора с пациентом, который разработает НСЗУ.
Битва концепций
Законопроект от Минздрава практически полностью укладывается в Концепцию построения национальной системы здравоохранения Украины, представленной еще в июле 2016 года. Она отличается от проектов парламентского комитета — Ольги Богомолец (4981-1) и Олега Мусия (4981-1) прежде всего тем, что гражданам-застрахованным лицам не нужно будет платить дополнительные взносы и увеличивать нагрузку на единый социальный взнос. Глава комитета по социальной защите Людмила Денисова вообще выступила с инициативой классической страховой медицины с частными страховыми компаниями (№4981).
Уже сейчас можно прогнозировать стопроцентный конфликт между «реформами» от Минздрава и профильного парламентского комитета. Речь идет не только о больших деньгах, но и скромном месте в истории – кто станет матерью украинской медицинской реформы и чье имя придет на смену медицинской системе Семашко.
Успех реформы во многом зависит от того, что реально войдет в гарантируемый государством пакет услуг и каким будет удельный вес платежей. Жизнь человека окажется в прямом смысле в руках участкового врача – от его решения будет зависеть, как быстро и в каком объеме получит помощь пациент. Не будет ли негласного давления государства на участковых с целью ограничить оказание дорогостоящей медицинской помощи людям?
Хотелось бы еще увидеть юридические механизмы ответственности врачей за врачебные ошибки – в Украине во всем виноваты пациенты.
О коррупции на уровне НСЗУ можно даже не говорить – руководители этой службы уже готовые долларовые миллионеры. Именно они будут решать, чьи лекарства попадут в гарантированные госзакупки, и какие клиники получат выгодные контракты.
Хуже уже не будет?