Никита Бегаль
06:04 18/05/2020

Реформа ЖКУ: что ждет жильцов летом

Реформа ЖКХ находиться в зените. Согласно закону № 2189 — VIII «О жилищно-коммунальных услугах», до 1 мая владельцы квартир, которым было дано право самостоятельно определиться с формой управления жилым фондом, должны были выбрать модель договорных отношений с исполнителями коммунальных услуг.

Тут законодательство предлагало три варианта отношений. Первый — индивидуальный договор, когда одну сторону представляет владелец квартиры, а вторую — компания-монополист. Второй – коллективный договор, когда есть оплачиваемый управитель, осуществляющий от лица жильцов расчеты с поставщиком ЖКУ. Третий — договор с коллективным потребителем, который возможен только при ОСМД. Все три варианта предполагают хозяйствование на уровне внутридомовых систем до квартиры потребителя. Речь идет об обслуживании и ремонте оборудования и коммуникаций, как-то: трубы, электропроводка, счетчики и прочие вещи, которые являются собственностью жильцов.  

В первом случае, монополист будет выставлять счет за содержание внутридомовых сетей, отталкиваясь от рыночных реалий, а вот в двух последних вариантах, где жильцы самоорганизовались, будет возможность для пересмотра тарифов. Что остается вне зоны регулирования, так это тарифы на свет, тепло и воду, за которые отвечает НКРЭКУ.

В случае, если жильцы самостоятельно не согласовали вопросы договоров, то с исполнителем услуг заключается индивидуальный договор, который имеет свои особенности.

В частности, ответственность компании за коммунальные услуги будет распространятся только до входа в дом. Что касается внутридомовых сетей, то за них, по закону, должен отвечать уполномоченный жильцами субъект. То есть, в данном случае нужно определится с формой управления домом. И тут есть три варианта: самостоятельное управление, привлечение управителя и управление через ОСМД.

Если жильцы оставят все как есть, то внутренние системы дома останутся в введении управляющих компаний (бывших ЖЭО).

Однако они сегодня не могут гарантировать обеспечение качественного обслуживания, так как ограничены в средствах из-за невозможности самостоятельно пересматривать тарифы.

«С 1 мая нас ожидает коллапс в системе управления жилым фондом. 85-90% домов не выберут себе управителя, они будут подвешены в воздухе», – говорит участник проекта Аналитический кластер «Украинская Фабрика Мысли», специалист в сфере ЖКХ Олег Попенко, отмечая, что причиной тому есть долги в системе и отсутствие правильного регулирования управляющих компаний.

В целом сложная ситуация с внутридомовыми системами может привести к печальным последствиям в следующем отопительном сезоне.  

Кроме того, в июне украинцев ждет новшество в виде увеличения количества платежек. К привычным 7-10 коммунальным квитанциям, которые мы получаем ежемесячно, прибавится еще 12 платежных документов, которые будут включать услуги, ранее «спрятанные» от глаз потребителей.

К примеру, услугу холодной воды «расчленят» на 4 части. Так, помимо поставки самой воды и водоотвода, появится счета за подключение к «инфраструктуре», за поверку приборов учета и обслуживание счетчиков. По аналогичной схеме будет «раздроблена» услуга горячей воды и отопления. Это же касается и электроэнергии. Сам объем начислений, по идее, останется неизменным, ведь речь идет о фрагментации услуг, а не повышении тарифов.   

Почему происходит увлечение количества платежек? Дело в том, что в система ЖКХ реформируется по западному образцу, когда функции поставщика ЖКУ должны быть разделены. Принцип следующий – компания может предоставлять только одну услугу, будь то поставка, транспортировка или распределение энергоресурса. У компании должен быть собственный счет и отдельная платежка. По этой причине количество платежек возрастает.

Несмотря на то, что тарифы не изменятся, потребителям все же придется раскошелиться. По приблизительным подсчетам, ежемесячно придется дополнительно платить по 100 гривен. Это связано с тем, что увеличивается администрирование оплаты ЖКУ (1-2 гривны с каждой платежки), а банки, принимающие платежки, берут комиссию. Больше платежек – больше комиссии.

Читайте также по теме