Боевые действия на востоке Украины, которые продолжаются уже полгода показали неготовность вооруженных сил страны не только к отражению внешней агрессии но борьбы с равноценно вооруженными террористами.
Такое положение дел явилось следствием многолетней политики всех властей страны, направленных на развал как армии так и системы обороны в целом. Началось это с печально знаменитого отказа от ядерного статуса, когда Украина лишилась десятков миллиардов долларов в виде тактических и стратегических ядерных ракет среднего и дальнего радиуса действия и уничтожила свои гарантии безопасности, не получив взамен ничего. Вслед за отказом от ядерного статуса последовала и «реформа ВСУ», в результате которой численность армии сократилась в несколько раз, а её боеспособность была сведена практически к нулю. Внеблоковый же статус страны стал основной причиной отсутствия реальной военной помощи в нынешних условиях. Ну кто же будет вооружать – не-союзника и на каких основаниях?
Многие годы подряд финансирование для армии выделялось практически исключительно на обеспечение солдат и офицеров денежным довольствием, едой и униформой. На перевооружение и регулярные учения денег не было.
Наконец-то, благодаря войне, высшее руководство страны начало делать заявления о векторе будущего переформатирования военной доктрины и переустройства армии. Министр обороны Украины В. Гелетей заявил о том, что в стране необходимо создавать систему, аналогичную той. Которая воплощена в концепции «тотальной обороны» в Швейцарии. «Я думаю, что для нашего менталитета, для наших украинских людей все-таки швейцарский образец армии самый оптимальный. То есть каждый украинец должен понимать свое место (в Вооруженных силах – прим. ред.) на случай или полномасштабной агрессии какой-либо страны, или такой гибридной войны», – отметил министр.
Сложно сказать, является ли мнение главы Минобороны частным или же оно отражает настроение и главнокомандующего, которым в Украине является президент. Если предположить, что заявление В.Гелетея будет оформлено в соответствующие нормативно правовые акты, то Украины действительно может получить в недалеком будущем совершенно иную армию. Но для реализации концепции тотальной обороны нужны как минимум две составляющих: новая военная доктрина и ресурсы.
В своем выступлении, посвященном 23-ей годовщине Независимости Украины, президент Петр Порошенко пообещал, что уже до конца этого года на обновление вооружения и военной техники, армии будут выделены миллиарды гривен. «Согласно плану на 2015-2017 гг., на перевооружение и обновление военной техники запланировано выделить более 40 миллиардов гривен. Это позволит модернизировать, закупить новые и поставить в войска самолеты, вертолеты, боевые корабли и катера», — заявил президент Украины 24 августа, в Киеве, на Крещатике.
Напомню, что в этом году на нужды армии уже несколько раз планировали выделить деньги. В марте этого года Парламент проголосовал за изменения в госбюджет и на нужды армии должно было быть выделено 6,882 млрд грн. После объявления о частичной мобилизации в госбюджете на ВСУ запланировали 20,1 млрд грн. Кроме того, президент Украины дал поручение правительству направить на обеспечение армии более полумиллиарда гривен, которые были сэкономлены на проведении президентских выборов.
Все это – оперативные деньги, которые будут использованы «на сейчас». На реформирование же нужны иные средства. Взять их можно из нескольких источников. Во-первых, это могут быть целевые внешние займы. Во-вторых, можно направить на армию те деньги, которые высвободись бы за счет ликвидации госгарантий по всевозможным лохотронам типа «Евро-2012» и иже с ними. В-третьих, активизируя работу по аресту и последующей национализации имущества «семьи Януковича» и близких к ней олигархов, скрывающихся за пределами Украины, использовать полученные активы для обеспечения армии (или продав их или переводя прибыль на счета Минобороны).
Есть и другой путь, который сейчас очень популярен в Кабмине: сокращение социальных расходов и увеличение фискального давления на бизнес и граждан. И если будет реализован именно он, то «тотально оборонять» никого и не придется – страна просто будет похоронена под грузом внутренних проблем.