Премьер-министр Украины Владимир Гройсман анонсировал пять ключевых реформаторских законопроектов на начало парламентской сессии. Рассмотрим кратко их суть и вспомним о каком законе глава правительства скромно промолчал.
Пенсионная реформа
Пенсионная реформа является главной целью Владимира Гройсмана, именно на нее он делает главную политическую ставку, хотя законопроект вызвал серьезные нарекания общественности и экспертов.
Реформа сама по себе оставляет формально 60-летний пенсионный возраст, но выдвигает такие условия к стажу работы, что реально выйти на пенсию в минимальном возрасте получится мало у кого.
Но самый главный упрек к пенсионной реформе тот, что она реформой по сути не является. Гройсман предложил ту же самую солидарную систему без минимальных намеков на накопительную и тем более трехуровневую.
Кабмин просто по максимуму вычеркнул существующие льготы для самых широких слоев граждан – госслужащих, бюджетников, отдельных категорий рабочих. Льготы в том или ином виде оставили только для военных, что логично для воюющей страны.
Несмотря на критику «пенсионной реформы», Гройсман все рассчитал цинично и верно. Во-первых, под реформу он заложил осеннее увеличение пенсий, а значит текущие пенсионеры-избиратели поставят Гройсману «плюс». А во-вторых, те, кто еще не достиг пенсионного возраста формально ничего не почувствуют –мало ли что там будет в будущем? Те категории граждан, которые конкретно пострадают — немногочисленны и погоды в избирательном процессе не сыграют.
Образовательная реформа
Речь идет о новой редакции закона об образовании. Реформы, которые в нем заложены реально не косметические, а глубинные. Ко второму чтению сравнительная таблица законопроекта распухла до 800 страниц. На сколько они улучшат знания учеников вопрос дискуссионный.
Основной лейтмотив закона – государство окончательно отказывается от институциональной государственной монополии, оставляя за собой контрольные функции. Ученикам и родителям представляется максимальная свобода –учится можно самостоятельно, не посещая здание школы. Главное соответствовать минимальным государственным стандартам.
Сама средняя школа будет разбита на три уровня – начальную, базовую и профильную.
Еще следует отметь усиление влияния общественности в плане избрания директоров школ, которые к тому же теряют право «пожизненно» занимать свою должность – максимум два срока по 6 лет.
Реформа должна обеспечить внедрение новых принципов обучения и управления школами, предоставит школам большую автономию.
Глобальный тренд — перевод обучения на международные стандарты, упрощение учебного процесса, внедрение дистанционных форм.
Медицинская реформа
Анонсированная медицинская реформа, в отличии от пенсионной,одномоментно касается каждого украинца. Сегодня СМИ сотрясают скандалы вокруг Минздрава и его руководителя – Уляны Супрун, а само здравоохранение деградирует стремительными темпами. В стране буквально за последние два года исчезли вакцины, критически важные лекарства и препараты. Поставки по тендерам опаздывают на год.
Реформа здравоохранения, которую законодательно попытаются оформить депутаты осенью, это болезненный компромисс между бесплатной государственной медициной и платной страховой частной.
Планируется внедрение фактически страховой государственной медицины. Дополнительные платежи с доходов физлиц и юрлиц пока не предусмотрены.
Кабмин собирается гарантировать бесплатную первичную медицинскую помощь и некоторые виды вторичной и третичной, а также часть лекарств.
Будет создана отдельная государственная структура — Национальная служба здоровья, которая и будет определять перечень бесплатных услуг и лекарств, а также финансировать медицинские услуги от государства.
Все медицинские учреждения и государственные, и частные будут равноправно конкурировать между собой за пациента и претендовать на государственные деньги.
Электронные доверительные услуги
Соответствующий законопроект предусматривает введение он-лайн инструментов, облегчающих ведение бизнеса и обеспечивающих дополнительные возможности для граждан и предприятий на основе использования цифровых технологий.
Закон о доверительных услугах может существенно расширить возможности юридических и физических лиц обмениваться официальными документами в сети.
Документ узаконивает и регламентирует использование цифровой подписи, которая, к слову, предусмотрена даже в программе Microsoft Word.
При этом возможности украинских граждан и организаций при использовании цифровой подписи будут расширены и на другие страны.
Документооборот будет значительно упрощен. Особенно радует возможность перевести практически все общение граждан с государством в сеть.
Министр юстиции Украины Павел Петренко сообщил, что принятие закона позволит разрушить коррупционную составляющую и даст возможность украинскому бизнесу принять участие в тендерах ЕС. Хотелось бы верить.
Международные стандарты финотчетности
Эта реформа предполагает обязательное применение международных стандартов учета для крупных предприятий при одновременном уменьшении отчетности для малого бизнеса, и доступе граждан к финансовым отчетам предприятий.
Новое понятие предприятий, которые составляют общественный интерес. Это эмитенты ценных бумаг, котирующихся на биржах, банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, другие предприятия, относящиеся к большим предприятиям.
На таких предприятиях бухгалтерская служба должна будет состоять минимум и двух человек. При этом главный бухгалтер такого предприятия должен иметь экономическое образование, стаж работы в сфере финансов или бухгалтерского учета не менее трех лет, а также требуется отсутствие экономических судимостей.
Законопроектом вводится понятие «таксономия финансовой отчетности» состав статей и показателей, которые поддержат раскрытию.
Все предприятия по европейским стандартам будут поделены на микропредприятия, малые, средние и большие.
Типы предприятий (должны соответствовать минимум два признака)
Микропредприятия |
Балансовая стоимость активов – до 350 тыс. евро Чистый доход – до 700 тыс. евро Количество сотрудников – до 10 человек |
Малые |
Балансовая стоимость активов – до 4 млн евро Чистый доход – до 8 млн евро Количество сотрудников – до 50 человек |
Средние |
Балансовая стоимость активов – до 20 млн евро Чистый доход – до 40 млн евро Количество сотрудников – до 250 человек |
Большие |
Балансовая стоимость активов – более 20 млн евро Чистый доход – более 40 млн евро Количество сотрудников – более 250 человек |
/> Ответственность за организацию бухгалтерского учета и сохранность документов не менее трех лет несет руководство предприятием или собственник, сели это предусмотрено законодательством или учредительными документами.
Трудная реформа
Владимир Гройсман почему-то скромно умолчал о реформаторском законопроекте, автором которого является сам, в бытность народным депутатом. Речь идет о проекте нового Трудового кодекса. Его уже подготовили ко второму чтению, и он может быть внесен в зал голосования в любой момент.
Проблема в том, что против Кодекса серьезно выступают независимые профсоюзы, а учитывая «горячий» политический сезон, Гройсману не с руки лишний раз будоражить общественность. На Трудовом кодексе политический капитал не заработать, а потерять можно быстро. К тому же влияние на экономику у Трудового кодекса не прямое, а косвенное, на доходную и расходную часть бюджета он тоже существенно не повлияет. Можно и повременить.