«Реформы» в МОН: Правительство тратит бюджетные средства на неприоритетные образовательные новации

Более двух лет прошли, когда новая украинская демократия начала свое шествие «по образовательным коридорам».  Активизировались общественные деятели, международные фонды, и теперь уже в качестве власти административным путем они пытаются навязать обществу собранные со всего мира образовательные нововведения. Очевидно, им кажется, что целостная система образования может сложиться из хаоса не стыкованных элементов.

Одной из таких новаций является участие Украины в программе международного оценивания PISA-2018 (Programme for International Student Assessment), которая патронируется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЕСР). МОН анонсировало участие Украины в данной программе как такую, которая поможет нашей образовательной системе «определить ее слабые и сильные места, выстроить ориентиры и сформировать образовательную политику в стране»  

Для широкой общественности напомним, что речь идет об оценивании 15-летних школьников на предмет практического применения знаний в области чтения, математики, природоведческих наук. Т.е., наши подростки должны будут продемонстрировать уровень жизненных компетентностей, которые они приобрели в результате изучения школьной программы.

Главные преимущества оценивания по программе PISA для Украины, со слов Фернандо Картрайта, советника ОЕСР, состоят в том, что: мы сможем сравнить себя с другими регионами мира; изучить исследовательскую базу программы, в частности получить информацию об учениках, школах, образовательных системах; реализовать компетентностный подход в обучении, подготовке учебных планов и оценивании; получить возможность обучения на опыте и ошибках других стран

Собственно, а кто же против? Каждый учитель, да и директор школы заинтересованы в получении объективных данных о результатах своего труда – качественном обучении школьников. Между тем, в пределах своих профессиональных компетенций (компетенции – обязанности; не путать с компетентностями – навыками), за мизерную зарплату они и обучают, и оценивают. Но, принимая административное решение об участии Украины в проекте PISA-2018, МОН лукавит, поскольку не раскрывает важную деталь – стоимость такого участия. Думаю, что не все  учителя поймут наших реформаторов,  желающих выложить несколько сотен тысяч долларов США за информацию (давно известную украинскому обществу!) о кризисном состоянии школьного образования в стране и возможность найти себя в последней десятке международного рейтинга. Или мы не в состоянии самостоятельно создать базу данных об учениках, школах, образовательных системах? Только в Национальной академии педагогических наук Украины подготовлено  несколько блестящих работ по сравнительной педагогике. Не менее удивительным выглядит и базовый вопрос относительно компетентностного подхода. Очевидно, в МОН (которое курирует диссертационные работы по всем направлениям) не осведомлены, что за последние несколько лет по вопросам компетентностного подхода защищено десятки (а то и сотни) диссертаций по педагогике. 

Очевидно другое: наши зарубежные коллеги значительно прагматичнее нас. Они знают как зарабатывать деньги и своими предпринимательскими компетентностями блестяще пользуются. Мы декларируем идеи, но совершенно неспособны перевести их в технологическую плоскость, создать новый продукт и тоже пытаться выходить с ним на рынок. В бизнес-управлении существует принцип: если вложенные ресурсы не приносят доход, такие вложения не эффективны. В нашем случае,  эффективными результатами участия в PISA могут стать качественные изменения в системе или ее составляющих. Но именно влияние исследований PISA на качество школьного образования кажется очень сомнительным. Ответы господина Фернандо Картрайта по этому вопросу не убедительны. Да, собственно и опыт, который мы приобрели в проекте TIMSS-2007 по оцениванию учебных достижений учащихся 4 и 8 классов по математике и природоведческим наукам, оказался мало востребованным: общество не услышало о его результатах, учителя не получили новых методических разработок. Правда, был создан Государственный стандарт для начальной школы, в основу которого был положен все тот же компетентностный подход… и который новое демократическое правительство уже готовит к перезагрузке. 

Вместе с тем, участие Украины в TIMSS-2007 в свое время уменьшило бюджет образования на $100 тысяч. В исследовании учащихся 4-х классов среди 36 стран, мы заняли 26 позицию и по математике, и по естественным наукам с баллами, соответственно, 469 и 474. С учетом установленного среднего балла на уровне 500, наши результаты были ниже среднего. А первыми оказались: Гонконг (607; 554), Сингапур (599; 587), Китай (576; 557), Япония (568; 548), Казахстан (549; 533), Россия (544; 546). Такой же низкий уровень – 27 место из 36 стран продемонстрировала Украина и в исследовании 8-классников по математике и естественным наукам. Соответственно, 462 и 485 при среднем уровне 500 баллов.

Что же изменилось за эти 9 лет? Ведь очевидно, что уровень подготовки и в начальной, и в средней школе постоянно снижается. Очевидным остается и тот факт, что за последние 20 лет масштабные внедрения образовательных нововведений через международные проекты, которые не контролировало ни МОН, ни НАПН (их целесообразность, результативность, совместимость с системой и т.д.), вместе с нашими учебными программами и методиками оказались не эффективными. Но ведь именно на этих проектах выросло и нынешнее поколение демократического правительства…

 Сегодня уже совершенно понятно, что качество образования напрямую зависит от: снижения научно-образовательного потенциала страны и нарушения синхронизированных действий науки с законодательством,  практикой и администрированием нововведений; социальной незащищенности учителей, резкого снижения их профессиональной мотивации роста; отсутствия модернизированной базы для обучения в школе; высокого уровня психологической тревожности семей, которые находятся в условиях социально-экономического и военно-политического кризиса в стране и т.д.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2016-07/22/PuxhfOnfJwVkg3RZ/image/1.jpg" />

Многие зарубежные исследователи, например,  профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер, комментируя результаты PISA, обращает внимание именно на их социально обусловленный характер: дети из бедных семей, как правило, демонстрируют низкие результаты. Американский профессор убежден, что бороться за качество образования нужно исключительно через экономические реформы.

Эту позицию подтверждает и российский профессор А.В. Могилев, утверждая, что дети из бедных семей показывают плохие образовательные результаты потому, что таково их отношение к жизни, таков уровень и характер их мотивации. Ученый утверждает, что существует специфический комплекс бедности, который включает пониженную мотивацию к деятельности, демонстрирует слабые познавательные интересы, низкую социализацию, отсутствие целеустремленности и упорства, навыков планирования, а уже отсюда вытекают и низкие учебные успехи у детей,  и низкий уровень жизни семей.

Между тем, КМ Украины «на скорую руку» уже давно подготовил распоряжение № 72-р от 04.02.2016 г. «Некоторые вопросы участия Украины в международном исследовании качества образования PISA-2018». Сам уровень подготовки такого документа вызывает удивление: в нем не определены ни источники финансирования, ни ответственные по вопросам безопасности, ни те субъекты, которые должны обеспечить научное и  информационное сопровождение и т.д. 

Как видим, к достижению качества школьного образования сегодня правительство не прикладывает никаких усилий, кроме желания следовать чьим-то интересам, декларировать политические лозунги, создавать коррупционные риски.  Вместе с тем, выразительно прослеживается тенденция, согласно которой родители перебирают на себя все возможности обеспечения своему ребенку хорошего образования. Согласно результатам исследования Центра экспертизы образовательных реформ, в значительной степени качество школьного образования (начиная с первого класса!) зависит от возможностей родителей обеспечить детям обучение с репетиторами. Уже в первом классе каждый десятый ученик имеет репетитора, в 11 – более 80% школьников занимаются с репетиторами. Репетиторство в школьной системе приобретает еще более глобальные масштабы, нежели имело в высшей школе до введения ВНО.

Таким образом, риторический вопрос «что делать?» требует от наших чиновников реализовать хотя бы единственную их компетентность: научиться расставлять приоритеты. И тогда проблема распределения государственных средств не будет требовать оптимизации ресурсов на сельские школы или профобразование. И, конечно, желание участия в международном исследовании, которое сегодня не ко времени, потребует новых интеллектуальных вложений в разработку, в первую очередь, социальной политики государства. Ведь профессия учителя должна стать и престижной, и хорошо оплачиваемой.

И, наконец, хотелось бы отметить, что в мире много интересного. Но Эйфелева башня или статуя Свободы, по меньшей мере, выглядела бы не корректно на киевском проспекте Победы… Зато деньги на PISA-2018 очень будут уместны для малокомплектных школ. И эти дети через 11 лет, возможно, скажут вам «спасибо».

Читайте также по теме