Тарас Корпан
19:00 26/05/2021

Реформировать реформаторов: Ляшко в Минздраве

Новый министр анонсирует в Минздраве «историческую память о том, куда движется система здравоохранения» и увольняет половину руководителей. Его называют «человеком из команды Супрун» и ожидают активизации начатой ею реформы.

«Симпатию Зеленского Ляшко заслужить сумел»

Новый министр здравоохранения Виктор Ляшко планирует заменить около 50% руководящего состава Минздрава. Для начала он сменит половину своих заместителей.

В интервью LB.ua новый глава Минздрава уточнил, что будут уволены трое из шести заместителей министра, а оставшихся попросит почистить свою вертикаль.

«У меня просьба была ко всем, с кем я уже проводил переговоры, в том числе к заместителям, которые остаются, чтобы за период моего пребывания в должности был сформирован сильный кадровый состав на уровне руководителей директоратов и руководителей экспертных групп», — сообщил он.

Кроме того, будет сформирован состав коллегии Минздрава, «потому что до этого не было коллегии». Для того, чтобы иметь всеохватывающую картину, Виктор Ляшко хочет привлечь специалистов разных отраслей.

«Предварительно, к работе будут привлечены представители и министерства, и ГП Медзакупки, и Центра общественного здоровья, и Национальной службы здоровья Украины, и Академии медицинских наук, и ведущие специалисты. Также я хочу, чтобы в коллегию вошло несколько семейных врачей, которые работают непосредственно на первичке, а также врачи из вторички и высокоспециализированной помощи», — перечислил он.

Цель анонсированных преобразований: «Чтобы независимо от того, как меняется политическая ситуация, было правопреемство и была историческая память о том, что происходит и куда движется система здравоохранения».

О какой преемственности идет речь?  Как известно, в стране проходит медицинская реформа, которая стартовала в бытность и.о. главы Минздрава Ульяны Супрун – специалиста из США. Виктора Ляшко в СМИ называют «человеком из команды Супрун»

При ее руководстве Минздравом Виктор Ляшко был первым заместителем генерального директора Центра общественного здоровья (ЦОС) – структуры, созданной в Минздраве взамен системы санэпидемстанций, но не заменившей ее – лаборатории были переданы в пищевое ведомство.

«С приходом к власти Владимира Зеленского он сохранил место в системе. Более того — он был заместителем главы Минздрава всех трех министров власти Зеленского — Зоряны Скалецкий, Ильи Емца и Максима Степанова…Симпатию Зеленского Ляшко заслужить сумел. Президент неоднократно признавался журналистам во время общения в формате офрекордз, что достаточно тепло относится к Ляшко», — отмечает bbc.com.

Издание отмечает конформизм нового министра, и сообщает: «Бывшие соратники из команды Супрун обвиняют Ляшко в «приспособленчестве», а радикальные противники бывшей команды называют Ляшко «креатурой Супрун» и возмущаются, что он продолжит реформу, которую она начала».

Следует отметить, что реформа никогда и не прекращалась. Однако уволенный ради назначения Ляшко бывший министр Максим Степанов начинал с критики этой реформы. В мае-2020 Степанов заявлял, что медицинская реформа создана бывшей командой во главе с и.о. министра Ульяной Супрун «не о бесплатной медицине, не об достойных зарплатах врачам и не о здоровье пациентов».

Дескать, были взяты отдельные элементы моделей западных стран, сделанные красивые слайды в презентации и названо все это реформой. «Но они забыли, что это их реформа не адаптирована к украинским реалиям», — заявлял Степанов. Тем не менее, сначала Степанов предлагал пересмотреть реформу, а затем стал обещать довести медицинскую реформу до конца, избежав при этом массовых увольнений и закрытия медицинских учреждений.

«Исправлять наряду с необходимостью реагировать на пандемию»

Аудит, проведенный весной 2020 года, показал, что что дефицит финансирования испытывали 984 больницы их более чем 1600, имеющихся в стране. Нехватка финансирования составляла от 10 до 50 %. В зоне особого риска недостаточного финансирования были противотуберкулезная служба, психиатрические больницы, экстренная помощь и высокоспециализированное медицинское направление.

В мае 2020 года Максим Степанов сообщал, что 332 медицинских учреждения оказались на грани существования и имеют дефицит государственного финансирования более 50%. «Это и районные больницы, и психиатрические больницы, это больницы, которые лечат туберкулез. Это инфекционные больницы, порядка 15 инфекционных больниц, которые нуждаются в дофинансировании. Это детские больницы. Т.е. это такая палитра всех без исключения видов больниц», — говорил бывший министр в начале работы.

Кроме того, он сообщал, что медреформа, в том виде, в каком она проводится, предусматривает увольнение около 50 тысяч медицинских работников и закрытие более 300 больниц. «Если ничего не изменить, то миллионы украинцев будут лишены доступа к нормальному медицинскому обеспечению. Начнется стремительное распространение таких болезней, как туберкулез», — прочил он.

Тем не менее, ничего менять не стали, а в центре внимания оказался не туберкулез, который никуда не исчез, а коронавирус. Степанова в конце концов уволили за срыв планов по вакцинации — что по словам премьер-министра Дениса Шмыгаля свидетельствовало «о неудовлетворительной работе в разгар пандемии Министерства здравоохранения и министра как менеджера».

При Степанове начался очередной этап медреформы под лозунгом «деньги следуют за пациентом». То есть финансирование больницы зависит не от количества мест, а от количества пациентов, пользующихся услугами больницы. Платить за услуги должна Национальная служба здоровья Украины по установленным тарифам. Но не за все.

В начале этого года в Офисе Президента заявили, что внедрение второго этапа медицинской реформы в Украине совпало с эпидемией коронавируса, и это не позволило полностью реализовать принцип «деньги ходят за пациентом, а также «в определенной степени показало необходимость пересмотра количества медицинского персонала, особенно вспомогательного».

Дескать, проявился ряд других неучтенных проблем, в частности неготовность органов местного самоуправления быть эффективными собственниками учреждений здравоохранения, не была выстроена система контроля за качеством оказания медицинских услуг со стороны государства, отсутствуют меры воздействия на больницы за невыполнение условий договора с НСЗУ и действенные оперативные механизмы восстановления нарушенных прав пациентов и т.д.

Эти проблемы перечислила на президентском сайте заместитель руководителя Офиса Президента Юлия Соколовская. «В ходе реформы недостаточно внимания было уделено вопросам общественного здоровья, противоэпидемическим мероприятиям и системе предотвращения и борьбы с инфекционными заболеваниями. Все эти факторы нужно исправлять и совершенствовать наряду с необходимостью реагировать на пандемию», — рассудила она.

Следует полагать, все перечисленное Офис президента будет требовать от нового министра. Однако руководитель проектов Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Корогод заявляет: мы боремся с коронавирусом 1,5 года, но эпидемиологов в стране по-прежнему нет. «У нас санэпидемстанция представлена в лице одного человека – главного санврача Виктора Ляшко», – говорит Виктор Коргород, констатируя, что, несмотря на пандемию, «санэпидемстанции никто не восстановил».

Читайте также по теме