Закон о реинтеграции Донбасса, по экспертному мнению, имеет целью узаконить применение вооруженных сил, игнорируя положения Закона об обороне. Дескать, Президент избавится от парламентского контроля, и получит соблазн использовать армию для вмешательства в политические процессы в Украине.
Война без объявления войны
Пока Верховная Рада рассматривала законопроект о «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», который называют законом о реинтеграции Донбасса, под стенами парламента проходил митинг.
Активисты требовали принять этот закон, который позволит узаконить применение армии без объявления войны. Горели шины, произошла драка. Полиция применила слезоточивый газ.
Вопреки накалу страстей, руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев считает, что закон о реинтеграции Донбасса лишь политическая декларация. Ситуацию на Востоке он не меняет.
«Данный закон – это чисто политический шаг в угоду партии войны. Он ставит в очень неудобное положение наших внешних партнеров»,- отметил А. Золотарев.
Дело в том, что еще 6 октября Верховная Рада приняла за основу версию проекта закона без упоминания Минских соглашений. Эти соглашения были заключены лидерами Украины, РФ, Франции и Германии (т.н. «нормандская четверка»). В Минских соглашениях прописана очередность шагов: сначала выборы на Донбассе, затем — особый порядок и децентрализация, а после — «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины».
Такая последовательность узаконена на международном уровне резолюцией Совета Безопасности ООН от 17 февраля 2015 года. А 19 апреля 2017 Международный суд ООН в Гааге счел необходимым напомнить, что стороны должны полностью выполнять все положения достигнутых в Минске договоренностей.
Андрей Золотарев констатирует, что цель закона о реитнеграции- дать Президенту право использовать вооруженные силы в регионе в мирное время.
«Де-факто Украина берет курс на отторжение Донбасса. В частности, об этом говорит блокада Донбасса, отказ в выплате там пенсий», — указал эксперт.
Напомним, что после принятия закона в первом чтении, представитель Президента в Верховной Раде Ирина Луценко пояснила, что закон делает невозможным привлечение бойцов АТО к ответственности за военные преступления Гаагским трибуналом.
Как известно, Конституция и Закон об обороне Украины не предусматривают применение вооруженных сил в мирное время. Но теперь неподконтрольные территории Донбасса признаются оккупированными, а Россию называют страной-агрессором.
По словам Ирины Луценко это делает конфликт на Донбассе с юридической точки зрения не внутригосударственным, а межгосударственным.
Расширяет права Президента
Закон о реинтеграции упоминает статью 51 Устава ООН о праве на самооборону. Теперь проведение вооруженной операции на Донбассе поручается армии. Руководство кампанией снимается с СБУ и перепоручается Объединенному оперативному штабу ВСУ.
Армия указывается основным исполнителем мероприятий. Вместо борьбы с терроризмом на Донбассе будут проводиться «мероприятия по обеспечению национальной безопасности и обороны».
Ко второму чтению, к законопроекту о реинтеграции Донбасса, состоящем из 14 страниц, подали поправки на 800 страницах.
Их обсуждение было бурным. Например, ряд депутатов требовали внести в закон упоминание о Крыме. Депутат Виталий Куприй предлагал поправку, которая вводит военное положение на Донбассе. Глава фракции «Самопомощь» Олег Березюк заявлял, что в законопроекте так и нет слова «война».
Представитель БПП Иван Винник сказал, что после принятия закона не нужно будет вести никаких переговоров о выборах на неподконтрольных территориях Донбасса ( хотя это норма Минских соглашений — Авт.).
Предложения депутатов касались в основном ужесточения норм закона, расширения сферы его применения.
Тем временем, дипломат Богдан Яременко выступил в СМИ с заявлением, что «в целом законопроект о реинтеграции Донбасса ужасает».
В своем блоге он написал, что законопроект «существенно, неоправданно и опасно» расширяет права и возможности Президента, выводит действия власти за пределы правового поля, создает условия бесконтрольности.
«Предоставленные в обход Конституции широкие права и возможности для Президента могут быть использованы им не только в целях организации обороны и отпора вооруженной агрессии, но и для вмешательства в политические процессы в Украине», — считает эксперт.
Он прогнозирует массовые нарушения прав граждан. Дескать, в нарушение Конституции законопроект предоставляет Президенту право единолично без согласия Верховной Рады принимать решение по «началу и окончанию мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны».
А это фактически означает право решать возможность применения вооруженных сил на территории Украины без согласия парламента.
«Президент и подчиненные только ему представители командования Вооруженных сил Украины без объявления военного положения получают полные и фактически неограниченные полномочия и контроль над территориями, которые они единолично определяют как район осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации на период, определяемый ими единолично», — говорит Богдан Яременко.