Власть может перекрыть железную дорогу, вопреки требованиям ВТО, как сделала с авиасообщением, – считают эксперты. Дескать, вопреки очевидным убыткам, имеется меркантильный интерес Президента Порошенко и олигарха Ахметова.
Деньги для Ахметова, поддержка от США для Порошенко
Железнодорожное сообщение с Россией может быть перекрыто. Об этом заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян в телеэфире. Отвечая на вопрос, не планируется ли увеличение числа поездов, идущих по маршруту Львов — Москва в связи с их большой популярностью, он заявил: «Мы рассматриваем сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой».
Эксперт Александр Дубинский уверен, что власть постарается воплотить идею в жизнь, поскольку она имеет бизнес-потенциал. Эксперт указывает, что после блокады Донбасса, официально введенной решением СНБО с марта прошлого года, Украина закупает уголь в РФ и США (доля в импорте 64,08%, и 28,72% –соответственно).
«Перекрыть железнодорожное сообщение с РФ — идея в интересах Ахметова — Порошенко. После этого Украина не сможет завозить оттуда уголь. Ахметову можно будет если не придумать новую наценку, то точно отстоять «Роттердам+», а Порошенко сможет закупить больше угля в США», — написал эксперт в Facebook.
Он считает, что блокада позволит значительно повысить цены на внутреннем рынке, а частичная замена российского угля американским призвана привлечь поддержку действующего главы государства со стороны Белого дома. «Очевидно же, что только пассажирскими перевозками дело не ограничится. Просто сначала нужно получить от плебса патриотический одобрямс, а потом отрезать и грузоперевозки», — предположил он.
Позже Владимир Омелян опроверг свою инициативу. Дескать, Украина не сможет прекратить грузовое железнодорожное сообщение с РФ из-за договоренностей со Всемирной организацией торговли.
Но эксперты не сомневаются, что власть готова пойти на перекрытие железной дороги. Ведь авиационное сообщение с Россией полностью перекрыто, несмотря на любые договоренности.
К тому же в мае прошлого года Владимир Омелян уже опровергал существование планов по перекрытию железных дорог. А в декабре 2017 эта идея обрела очертания. Тогда министр сообщил, что вопрос прекращения железнодорожного сообщения с Россией рассматривает «Укрзализныця».
«Об окончательном решении мы сможем сообщить в 2018 году. Есть две составляющие — грузовая и пассажирская. Из пассажирской у нас есть единственный российский поезд, курсирующий по направлению «Кишинев — Москва» и несколько украинских, следующих на Москву. После анализа, проведенного «Укрзализныцей», мы будем готовы принять правительственное решение соответствующего характера», — говорил он.
Теперь к вопросу вернулись. Уровень его проработки вызвал иронию у экспертов. Политолог Елена Дьяченко отмечает: «Омелян аргументировал свою новую идею разорвать сообщение с РФ тем, что родственники украинцев, живущие в РФ должны ездить к нам, а не наоборот. На чем ездить и как возвращаться — это не его работа думать, человек стратегии генерирует».
Пассажирское сообщение
Министр инфраструктуры пояснил затею воспитательными целями. «Я исхожу из того, что нам незачем ездить в Россию…», — заявил он.
Министр также заявил, что даже если в России у людей живут родственники, ездить туда нет необходимости. Дескать, они сами могут приехать.
«Пусть они приезжают в Украину, возвращаются в Украину… Мы будем вести разговор, безусловно, и с автобусными перевозчиками, которые организовывают много рейсов в ту строну. Нам необходимо убедить украинских граждан, что в Россию ездить нечего», — подчеркнул Омелян.
На что депутат-радикал Игорь Мосийсчук парировал, что граждане Украины работают на территории России. «И если завтра, условно говоря, прекратить железнодорожное сообщение, то как людям до дома добираться — почтой, бандеролью?» — воскликнул он.
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский заявил в СМИ, что это будет удар по сотням тысяч людей.
«Это будет удар и по бюджету украинской железной дороги, поскольку, например, пассажирский маршрут на Москву был самым коммерчески выгодным».
Действительно, поезд «Киев-Москва» оказался самым прибыльным в 2017 году. По информации «Укрзализныци», поезд из 11 вагонов по этому направлению принес компании 154 млн. гривен прибыли, а его средняя загруженность составила 77%.
Еще одно популярное направление — Одесса-Москва. Поезда по этому маршруту принесли компании за год практически 100 млн гривен, а его средняя загруженность составила 89%. В топ-5 популярных попал еще один поезд в Россию – Киев-Санкт-Петербург.
В области грузовых перевозок маршруты в РФ так же загружены. Ведь по итогам 2017 года Украина увеличила экспорт товаров в Россию на 9,6%, а импорт из России – на 39,9%.
Грузовое сообщение
Из Украины в РФ поезда везут металлургическую продукцию, изделия машиностроения: трубы, котлы, арматуру, резервуары. В прошлом году экономист Александр Охрименко констатировал: «Сейчас почти все стройки в Москве — на нашей арматуре». Дескать, украинская арматура оказалась лучшей по соотношению цены и качества, поэтому ее так же начали массово закупать российские застройщики.
«Россия одна из немногих стран, которая покупает продукцию украинского машиностроения. А это и трансформаторы, двигатели, станки, и оборудование для промышленных предприятий, и даже вагоны и трактора. Так уж сложилось, что Украина может продавать на экспорт в Евросоюз только подшипники и провода, а вот трансформаторы или двигатели продать в ЕС украинским компаниям нереально», — цитировали Охрименко СМИ.
Михаил Погребинский полагает, что инициатива перекрыть железную дорого не имеет экономического обоснования, и носит исключительно политический характер. «Если ты выступаешь с каким-то антироссийским предложением, то в правительстве трудно найти людей, которые пытались бы ему противодействовать, поскольку будут сразу обвинены в том, что они агенты Москвы», — отметил он в СМИ.
Эксперт общественной организации «Европатруль» Вячеслав Коновалов считает, что прекращение пассажирского железнодорожного сообщения между Украиной и Россией – это политический пиар министра Омеляна, который хочет привлечь внимание к своей персоне.
«70% заявлений Омеляна не были реализованы. Взять хотя бы стратегию развития транспорта, которая была написана в 2016 году. В итоге ее представляют каждые полгода. По факту она пустая, так как в ней нет механизмов реализации»,- сказал В. Коновалов.