С дорогами по-прежнему все плохо. И причин тут две: медленный темп ремонта и недостаточный объем финансирования. Эксперты указывают, что дорожной отрасли нужно от 200 млрд в год, чтобы водители почувствовали изменения.
На что идут деньги
Программа обновления дорожной сети, получившая название «Большая стройка», — один из приоритетов Президента Владимира Зеленского.
На февральском форуме «Украина 30. Инфраструктура» Глава государства заявил, что в 2021 году отремонтируют 6500 км дорог, из которых 4500 км придутся на трассы государственного значения, а 2000 км – местного.
Среди главных проектов текущего года: строительство Киевской обходной дороги на 150 км, трассы М-30 «восток-запад» на 1400 км и дороги «Киев — Кишинев» на 570 км.
В этом году на дорожную отрасль предусмотрено 81 млрд гривен. По информации Минфина, 66,4 млрд гривен из этой суммы будут исходить из Дорожного фонда госбюджета. А оставшуюся часть – 14,9 млрд гривен – составят кредиты международных организаций (4,6 млрд), займы под госгарантии (10 млрд) и государственные инвестиционные проекты (0,25 млрд).
31 млрд гривен из Дорожного фонда пойдут на ремонт дорог государственного значения, а 18,1 млрд — местного. Еще 14,8 млрд гривен потратят на обслуживание долгов Государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодор»). А безопасность дорожного движения профинансируют на 2,5 млрд гривен.
В «Укравтодоре» признаются, что денег из Дорожного фонда не хватает, поэтому планка заимствований под госгарантии должна быть поднята до 20 млрд гривен. Кроме того, дорожники хотят привлечь 60 млрд гривен за счет размещения инфраструктурных облигаций. Также среди источников внебюджетного фиксирования рассматриваются введение платы за проезд транзитных грузовиков и государственно-частное партнерство. Но пока это все планы.
Не те темпы
Дорожная сеть Украины имеет две составлявшие. Первая – это трассы государственного значения (46,6 тыс. км). За них отвечает «Укравтодор». Вторая – это трассы местного значения (121,7 тыс. км). Ими опекаются органы местного самоуправления.
Более 80% дорог в Украине утратили нормативное состояние и требуют обновления. Для качественных и быстрых изменений нужны ударные темпы ремонта (от 10 тыс. км в год) и огромные инвестиции. При нынешнем же объеме работ и финансировании дороги придут в норму в далеком будущем. Пока же, согласно последнему рейтингу Всемирного экономического форума, Украина по качеству дорог занимает 118 место из 141, уступая многим африканским странам. Если верить данным чиновников, в период 2014-2020 гг. было построено и капитально восстановлено 13,6 тыс. км дорог (2016 год – 900 км, 2017 год – 2100 км, 2018 год – 3500 км, 2019 год – 2400 км, 2020 – 3900 км).
«Опережающих темпов строительства дорог как не было, так и нет. На ремонт и строительство дорог необходимо тратить 200 млрд гривен в год. Эти деньги не должны идти на обслуживание кредитов, все — на реконструкцию и строительство. Тогда мы сможем в течение 20 лет восстановить дорожную сеть», – комментирует директор консалтинговой компании William Invest Expert Виктор Медведь.
Процесс тормозит и существующая система менеджмента. Со слов директор аналитического центра «Институт города» Александр Сергиенко, «Укравтодор» остается коррумпированной структурой, деятельность которой ограничена долгами в десятки миллиардов гривен.
«Все заимствования, которые совершает агентство, идут фактически на покрытие старых долгов, а не на развитие и строительство дорог», – отмечает эксперт.