Репетитор и школа: время других детей

Школьные годы чудесные. Можно ли прийти к финишу самой беззаботной и светлой поры в жизни без помощи репетитора? Является ли он панацеей для получения знаний? И легко ли учить современного школьника?  Ответы на эти вопросы искал корреспондент ГолосUA.

Превратить проблему в расходы

Учитель-методист Белоцерковской специализированной естественно-математической школы I-III ступеней № 16 им. Н.А. Кириленко, редактор газеты «Математика» издательства «Школьный мир» Ирина Кирдей убеждена, что в  Украине огромное количество чрезвычайно одаренных детей. С высокой скоростью мышления, способностью мыслить критически, умением оперировать большими массивами информации, быстро запоминать и использовать изученное.

«Репетиторы облегчают жизнь ученика. Но без них можно обойтись. Программы в профильной старшей школе составлены так, что много сил и времени уходит на изучение специализированных дисциплин. Поэтому важно научить старшеклассника расставлять акценты. И, да. Так было всегда — кто хочет, тот учится, а кто нет — ищет оправдания. В моей жизни было много примеров того, когда дети достигали высоких результатов обучения не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Имея деньги, родители согласны платить репетиторам за свой относительный покой. Заплатив за репетитора, они покупают себе немного уверенности в том, что их ребенок точно будет иметь более высокий уровень знаний, чем, если бы он работал сам. И часто они правы», — сказала И.Кирдей.

Ирина Кирдей считает, что школьный учитель не может одновременно быть репетитором ребенку, и новая украинская школа призвана решить эту проблему, которая часто все же имеет место в школе. Почему так происходит? «Я думаю, что «конвейерный» классно-урочный метод обучения значительно уступает индивидуальному подходу. Одного ребенка сегодня научить легко, а второго — невозможно. Если бы мы знали однозначный ответ на этот вопрос, то реформа образования не была бы нужна. Однако, есть истинный факт — учить современного ученика интересно! Вообще в профессии учителя, среди других бонусов, есть возможность наблюдать за сменой поколений в обществе. И то, что вчера было инновационным, сегодня воспринимается буднично», — рассказала учитель математики.

С точки зрения И.Кирдей, нет такого этапа школьного образования, на котором категорически стоит нанимать репетитора. А в вопросе подключения его к обучению ребенка в начальной школе она выделила две проблемы: чрезвычайную занятость современных молодых родителей (ведь в подавляющем большинстве родители учеников начальной школы — это молодые люди) и очевидные проблемы с восприятием школы как института у ученика (если это имеет место).

«Поиск репетитора в этом случае — это способ превратить проблему в расходы, «купить» ее. Но мы знаем, что купить можно не все. В первую очередь на этапе начальной школы стоит поднять мотивацию к обучению, во вторую — научить ребенка организовывать себя, правильно распределять свое время и расставлять приоритеты. А еще важно воспринимать собственного ребенка таким, какой он есть, и развивать его природные способности, не принуждая знать все», — особо отметила учитель.

Ирина Кирдей из тех учителей, о которых говорят – «живет делом».

«Нет ничего лучше, чем изучать и преподавать математику» — эти слова французского математика и физика Пуассон полностью отражают атмосферу моих уроков. Я люблю делать то, что делаю. Искренне. А дети это чувствуют. И отвечают взаимностью. Ни мне, ни им никогда не хватает времени сказать друг другу на уроке все, что хотели. Поэтому мы проводим вместе перерыв до и после урока, готовим кучу проектов и исследований, приносим друг другу дополнительные задачи, рассказываем об интересных вещах и событиях. Знают мои ученики математику? Хотелось бы сказать, что знают. Но это не постоянная величина, достигнутая однажды, а процесс, которому нет конца. Да, они показывают хорошие результаты. Но вместе мы знаем, что нельзя останавливаться в работе. Конечно, я работаю над собой. И наши уроки в разумной степени насыщены ИТ. Я научилась использовать современные педагогические программные средства, и научила этому своих учеников»,  — резюмировала И.Кирдей.

В школе ценен «вал» знаний

Наталия и Михаил – столичная семья репетиторов. К их услугам прибегают желающие углубить свои знания по биологии и химии. В этой сфере они достаточно давно, поэтому с радостью поделились опытом. Они едины во мнении, что современный школьник может успешно окончить школу  без помощи репетитора только  в порядке исключения, если имеет необыкновенные способности: «Главная причина в том, что программы не соответствуют вызовам времени: мир изменился, нет проблемы в получении информации, более того, информация буквально «обваливается» на ребенка – яркая, четкая, «бьющая» на эмоции. Наша же школа, по-прежнему ориентируется на «вал» — количество знаний по предмету. За все годы работы в школе, а эта цифра приближается к 40 годам, мы отмечали только разбухание программ, недельной нагрузки на учеников, числа школьных предметов. Это проблема не только украинская – с ней столкнулись по всему миру, и решают ее по-разному. Дети не слабые, но другие – они выросли с компьютером и интернетом, они быстро «схватывают» информацию, но, похоже, не прилагают особых усилий, чтобы ее удержать. С другой стороны, учителя в большинстве не умеют и не хотят меняться, что тоже можно понять, т.к. параметры оценки учительского труда позволяют ему работать по старинке».

Наталия и Михаил категорически против того, чтобы школьный учитель занимался с ребенком и в качестве репетитора. Они говорят, что это недопустимо, и часто бессмысленно, но рекомендуют все же выбирать его не в интернете наугад, а по рекомендации знакомых.

«Если в результате реформы школа изменится: программы будут «растянуты» на 12 лет, уменьшится количество школьных предметов, для поступления в ВУЗ нужно будет сдавать ВНО, проверяющее компетентности, а не сумму знаний, изменятся требования к учителю,  — то репетиторы вообще не понадобятся. Еще очень важно, чтобы оценивание ученика было максимально «внешним», как ВНО – в этом случае учителю будет важно научить, а не «поставить» оценку за деньги», — резюмировали Наталия и Михаил.

Педагог не всесильный

Репетитор английского языка с многолетним стажем, Карина из Мукачево, заверила меня, что ученик может сегодня завершить программу общеобразовательной школы, не встречаясь с репетитором. Но она обратила внимание на то, что многое зависит от ребенка, его способности анализировать и классифицировать материал, разграничивать основное и второстепенное.

«Ученик должен уметь самостоятельно делать выводы. К сожалению, сегодня нередки случаи низкого профессионализма учителя, который не умеет, а возможно, и не хочет заинтересовать ученика. Программа также в некоторых классах является слишком сложной. Тогда прибегают к помощи репетитора. Но репетитор не всесильный. Он может заполнить пробелы в знаниях ребенка, или же научить его больше, чем требуется программой. Конечно, если есть желание у ребенка и доступны финансовые возможности, то есть высокий шанс получить желаемый результат. Успешность современного школьника зависит от его психоэмоционального состояния и умения преодолевать трудности», — сказала  репетитор из Закарпатья.

Кроме того, она думает, что если ребенок не успевает в школе, ни в коем случае нельзя поручать функцию репетитора его школьному учителю, иначе дополнительные занятия учителя с ребенком будут рассматриваться как покупка оценки за деньги: «К сожалению, такое бывает, если ребенок не очень успевает и на дополнительных занятиях настаивает учитель. При таких условиях учителю трудно объективно оценить ученика».

Преподаватель английского языка пришла к выводу на основе собственного опыта, что учить современного школьника нелегко. Во-первых, он имеет неограниченный доступ к информации. Этот факт предъявляет высокие требования к педагогу, который сегодня должен быть гибким, уметь сочетать различные методы и приемы обучения, и обязательно быть психологом.

«А нанимать репетитора в начальной школе – одновременно абсурд и реальность нынешнего времени. Очень трудно ребенку именно с иностранным языком, поскольку зачастую он еще не овладел азбукой, а программа по иностранному языку требует, чтобы он выучил ее до нового года. Теоретически репетитор может быть нужен только в последних классах, когда зафиксированы пробелы в программе», — высказалась Карина.

Репетитор не для домашних заданий

Екатерина — преподаватель Ужгородского ВУЗа и мама ученика общеобразовательной школы по совместительству. Она уверенна, что без репетитора ребенок может хорошо окончить школу, если будет активным на уроках, зарабатывая высокие баллы, вникая в представленный новый материал, выполняя все домашние задания, самостоятельно работая дополнительно, дочитывая нужный материал для усвоения, расширяя свои знания.

«Другой вопрос, хватит ли на все это времени и усидчивости школьника, ведь в мире столько всего интересного, множество соблазнов и прелюбопытнейших вещей помимо школьной программы. Но, к сожалению, на практике, хорошие оценки в школе вовсе не гарантия успешной сдачи внешнего независимого оценивания (ВНО).  Тут нужна более углубленная подготовка, чем это предусмотрено программой и возможностями учителя. Фактически, для подготовки к ВНО трудно обойтись без репетитора. Как бы ни критиковали прежнюю систему образования, тогда школьная программа была более приближенной к заданиям вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, и ребенок, который добросовестно учился в школе, как правило, набирал хороший балл при поступлении», — объяснила Екатерина.

Преподаватель ВУЗа подчеркнула, что родители должны помогать ребенку не только финансово, оплачивая труд репетитора, но и дополнительно объяснять значимость таких уроков и правильно организовать время своего школьника, чтобы он продуктивно смог усвоить материал, а не был истощен, «отбывая номер на уроках».  Екатерина не видит ничего плохого в том, чтобы школьный учитель становился ребенку репетитором:  «Почему нет? Если они оба ориентированы на достижение одной цели, и учитель может обеспечить профессиональную подготовку, то проблем не вижу. Но оценка ученика по предмету должна определяться его знаниями, а не посещаемостью занятий в «своего» учителя».

Мы можем по-разному относиться  к учителям, но, по настоянию Екатерины, следует признать, что работа учителя — не из легких. Это знает тот, кто работает в профессии. Разные дети, разный уровень подготовки, разные характеры и способности, требования программы. Все это влияет на подготовку школьников. Но если учитель умеет правильно и интересно подать материал, применяя современные методы и средства, то результат однозначно будет. Главное понимать школьника, иметь в виду, что устаревшие методы обучения — недейственные сегодня, ведь дети меняются и мыслят по-другому.

«Родители нанимают репетиторов по разным причинам. Требования школьной программы сейчас такие, что ребенок сам просто не может ею овладеть. Слышала немало жалоб на то, что родители тратят много времени на подготовку домашних заданий со своими детьми. Родители отмечают часто «ненужный» материал для изучения детей, непоследовательность его изложения и изучения (в иностранном языке дети иногда, не зная основ построения предложений и постановки вопросов, вынуждены выполнять упражнения с ними), несоответствие материала возрасту ребенка (отдельные темы могли бы изучаться позже для лучшего усвоения). Не все родители имеют возможность столько времени уделять своим детям, будучи занятыми зарабатыванием денег, или просто не владеют тонкостями отдельных предметов по мере своей квалификации.  Поэтому  они вынуждены нанимать репетиторов для выполнения даже домашних заданий. Вряд ли это правильный подход в образовательном процессе. Школьная программа должна быть такой, чтобы школьник мог с ней справиться самостоятельно без посторонней помощи. А в случае, если ребенок хочет углублять свои знания в изучении языков или любых других предметов, с которыми связывает свое будущее, и требует дополнительных консультаций, то в таких случаях считаю помощь репетитора вполне оправданной», — поделилась наблюдениями преподаватель ВУЗа.

Научиться выделять важное

Было бы неправильно в этом вопросе не спросить непосредственно у самих учеников, что они обо всем этом думают, пользуются ли услугами репетитора и зачем. В столичном ТЦ «Оушен плаза» в послеобеденное время удалось повстречать немало  тех, кого «натаскивают» репетиторы.

На ступеньках сразу возле входа разговорилась с мамой шестиклассника. Оказалось, приехали они из Мариуполя, навестить старшего сына, ставшего в этом году студентом. «Мы наняли репетитора английского языка в первом классе, так как возникла потребность выполнять домашние задания, а я  свое время учила немецкий. Сейчас сын уже вышел на уровень, когда готовит домашние задания сам, а репетитор дает ему уже дополнительные знания. Платим 75 гривен за час, хотя по городу в этом учебном году цена занятия уже достигла 120 гривен», — сказала женщина.

Две шестиклассницы, ученицы 112 столичного лицея, в процессе поедания мороженого, изложили свой взгляд на исследуемый вопрос. «Я с первого класса занимаюсь с репетитором английского языка, а в прошлом году начала ходить и к репетитору немецкого языка. Тех знаний, которые дает школа, мне не хватит для продолжения обучения за границей. А я хочу получить высшее образование в Австрии», — сказала одна.

«А у меня нет репетитора, но я и без него отлично справляюсь. У меня по английскому, к примеру, 11 баллов», — сказала вторая.

Каюсь, определить на глаз старшеклассников в торговом центре оказалось для меня  задачей практически непосильной. Среди бесконечной вереницы вальяжно передвигающихся по этажам людей, не очень просто оказалось отличить моложавых сотрудниц офиса, озабоченных операцией «вернись, молодость», от старшеклассниц, которые всеми силами этой юности и молодости сопротивляются, одевая на себя самые немыслимые вещи, чтобы казаться старше. 

Нашла! Ученица 10 класса 170 школы Киева, рассказала, что у нее последние годы был очень плохой учитель по математике, и когда пришло время готовиться в государственной итоговой аттестации в 9-м классе, на семейном совете было решено подключить репетитора. Ее спутница учится в 11 классе 174 столичной школы. Учится, кстати, отлично, но знаний по математике ей не хватает, поэтому и занимается с преподавателем по собственному желанию.

На выходе столкнулась с первокурсницами Киевского университета Б. Гринченко, изучающими французскую филологию.

Блондинка из города Глухов по секрету сказала, что в ее школе слабые учителя. Поэтому само собой понадобились помощники: «В школе мне вообще не шла история и английский. Но к репетиторам я тоже не долго ходила – мне хватило буквально по несколько занятий, чтобы понять, как пользоваться учебниками, где искать нужную информацию, и как научиться выделять важное. Они меня просто направили в нужно русло, чего не смогли добиться в школе. Но, тут важно, чтобы ученик, как я, сам понял, зачем нужны знания».

А студентка с рыжими кудрявыми волосами приехала в Киев из Херсона. Она училась в хорошем лицее, поэтому кроме украинского языка, знания которого «хромали», она к репетиторам не обращалась.

Читайте также по теме