Алена Потаева
07:00 03/02/2015

Решение Минобразования о прекращении сотрудничества с РФ добьет отечественную науку

К украинской науке государство уже давно относится как к падчерице: держава ежегодно сокращала финансирование, заставляя лучшие умы выживать в буквальном смысле этого слова. Во многом выживанию способствовало научно-техническое сотрудничество с другими государствами, в первую очередь, с Россией. Однако на днях Минобразования заявило о прекращении подобного рода сотрудничества с РФ — один росчерк пера ведомства, в обязанности которого входит увеличение научно-технического потенциала, вновь нанес существенный удар по науке.

Уничтожить последние ростки

"Министерство образования и науки Украины заявляет, что научно-техническое сотрудничество Украины и Российской Федерации сегодня фактически невозможно хотя бы из-за того обстоятельства, что десятки украинских граждан находятся в российских тюрьмах по надуманным политическим обвинениям, и никто сегодня не может гарантировать безопасности украинских исследователей на территории России", — говорилось в сообщении МОН.

В ведомстве констатировали, что сотрудничество на межгосударственном уровне может быть возобновлено, но при условии изменении политики Кремля. А ведь еще летом прошлого года Украина, Беларусь и Россия планировали проводить обмен научным персоналом в области исследования Антарктики…

Стоит отметить, что еще недавно в рамках двусторонних связей Украина – РФ осуществлялось около 40% научных исследований.

В период 2000 – 2008 годов экспорт украинской научной продукции в стоимостном выражении увеличился в 5,7 раза. Основной статьей экспорта являлись результаты исследований и разработок в области естественных и технических наук, при этом исследования общественных и гуманитарных наук столь заметного экспортного потенциала не имела. В этот же период импорт научной продукции из РФ увеличился в 5,4 раза, также в основном за счет расширения импорта научного продукта естественных и технических наук.

Большинство же общих разработок ученых Украины и России касалось ракетно-космической и авиастроительной сфер производства. Например, совместная программа РАН и НАНУ была направлена на фундаментальные космические исследования Земли из космоса, а также наблюдения физических процессов в околоземном пространстве. Программа предусматривала не только наблюдение за космическими телами Солнечной системы и дистанционное зондирование нашей планеты, но и прогнозировала землетрясения. Также совместные исследования украинских и российских ученых касались космической биологии и физиологии.

Российско-украинское научно-техническое сотрудничество также было активно в тепловозо-, автомобиле- и судостроении, разработке и изготовлении сельскохотехники, энерго- и атомном машиностроении. Кроме того, оно распространялось на химический, нефтехимический и нефтеперерабатывающий секторы. А еще недавно украинские и российские ученые вели работы по программам разработки нанотехнологий, наноматериалов, наноструктурных покрытий и т.д.

В качестве примера для скептиков украино-российского сотрудничества можно привести следующий факт. Так, по результатам разработки ракеты "Титан-II" американские специалисты заявили о том, что создание жидкостных ракет длительного хранения невозможно. Однако КБ "Южное" совместно с ЦНИИМАШ, Институтом электросварки имени Е.Патона, институтами проблем материаловедения Украины и России и многими другими и решили эту проблему — гарантийные сроки нахождения жидкостных ракет в заправленном состоянии были увеличены более чем в 2,5 раза: вместо 10-и — более 25 лет. И таких примеров достаточно много. Однако теперь научно-техническая деятельность украинских ученых оказалась под запретом, что не только ударит по непосредственной их деятельности, но и по кошельку.

«Россия не была практически вовлечена в украинские проекты, а вот наши ученые были вовлечены в российские и зарабатывали на заказах, исследованиях. Решение о прекращении сотрудничества «добьет» нашу науку, которая и так потеряла в последнее время господдержку и финансирование. Уничтожать последние научные ростки — как минимум, странно», — считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Решение МОН – американская «калька»

Решение Минобразования о прекращении научно-технического сотрудничества между странами-соседями говорит, скорее, о его политической составляющей, нежели присутствии логического компонента. Ведь если уж с легкой руки министра образования был принят закон «О высшем образовании», предполагающий расширение автономии вузов, то как-то странно из его же уст звучит заявление, ограничивающее право выбора научных заведений.

«Что такое Минобразования? Это конкретные чиновники во главе с министром, которые принимают решения, руководствуясь какими-то своими взглядами, убеждениями, комплексами, стереотипами, обязательствами, планами дальнейшего карьерного роста и так далее. Кто-то из людей, кто готовил это решение или был его инициатором, посчитал, что таким образом он обеспечит себе хорошее паблисити, например. Или он выполнит обязательства перед политической силой, которая продвинула его на эту должность. Вариантов может быть масса», – считает директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко.

Эксперт выразил уверенность в том, что подобные решения не являются прерогативой МОН. Ведь каждый научно-исследовательский институт, каждый университет должен иметь определенную научную автономию.

«Каждый НИИ и вуз должен сам утверждать планы научных разработок, круг партнеров. Потому что каждому отдельно взятому физику – виднее, куда ему поехать на конференцию: в Москву, Варшаву, Стамбул, или еще куда-то», – подчеркнул С. Белашко.

В свою очередь директор Центра экспертизы образовательных реформ Людмила Ващенко констатировала, что все научные изыскания должны быть вне политических баталий, происходящих в Украине и за ее пределами.

«Есть в украинском языке такой термин – «невігластво». Это невежество – разделять науку по «политическим цветам», поэтому прекращать сотрудничество с российскими учеными сегодня – абсурдно. Наоборот, украинские ученые должны держать «на острие» своей мысли все интересные разработки, перспективные идеи, независимо от того, где они возникли», — считает Л. Ващенко.

Р. Бортник выразил сомнение относительно выполнения украинскими учеными распоряжения Минобразования – только теперь сотрудничество будет происходить скрытно.

«Данное заявление — «калька» решения США, которые в рамках одной из первых санкций в 2014 году заявили о прекращении военного и научно-технического сотрудничества с РФ, кроме космических проектов и тех, где без России не могут. Как показало время, это ограничение было в значительной мере искусственным. Государства до сих пор продолжают эффективно сотрудничать, потому что обойтись друг без друга не могут и чудесно это понимают», — отметил он.

Эксперт не исключил, что «в схемах сотрудничества появится иностранный посредник «на офшорах», где будет оседать дополнительная прибыль».

«Может оказаться, что главным «научным партнёром» Украины станут оффшорные экзотические острова, где приживутся «прилипалы», оффшорные посредники, которые будут получать прибыль и от украинских учёных, и от российских заказчиков», — констатировал Р. Бортник.

Генпрокуратура важнее исследований

Согласно действующему законодательству, госфинансирование научной и научно-технической деятельности должно быть обеспечено в размере 1,7% ВВП. Для сравнения: Израиль ежегодно тратит на науку 4,4%, Финляндия – 3,88%, Япония – 3,36%, США – 2,9%. Украинским же ученым даже задекларированные средства не выделялись в полном объеме – финансирование выделялось в лучшем случае на уровне 0,8% ВВП. И, судя по всему, данная тенденция сохранится еще долгое время.

Так, Кабинет министров выделил из госбюджета Минобразованию 24,86 млрд. грн., из которых на научные разработки и исследования предусмотрено всего 550,85 млн. грн. Для сравнения, в 2014 году в госбюджете расходы на науку предполагались на уровне 3 млрд 070 млн 913,8 тыс. грн. Однако заложенные в главном финансовом документе так не были реализованы в полном объеме.

Наши ученые признают тот факт, что на Родине их новые технологии почему-то оказываются не нужны – зато наши разработки охотно приобретаются за рубежом. В тех же Китае, России, Германии и США. Зарубежные контракты при скудном госфинансировании позволяют научно-исследовательским институтам продолжать свою деятельность. Однако война и социально-экономический кризис ставят знак вопроса и в этом аспекте. Выжить помогло бы государство, тем более, что разработки многих институтов прекрасно впишутся в военную доктрину. Но…

К слову, на Генпрокуратуру правительство выделило 2,89 млрд. грн., хоть Ярема изначально просил 4 миллиарда, а проект госбюджета предполагал 3,8 млрд. грн. Видимо, Украина по-прежнему хочет сохранить статус полицейского государства, раз наука оказалась в полном загоне….

Недофинансирование науки приводит и к дефициту кадров, а также упадку научных школ. За годы независимости проявилась довольно показательная тенденция: из общего количества украинцев, получивших научные степени, в науке работает всего 31% докторов и 20% кандидатов наук. Остальные же уходят кто в бизнес, кто в госуправление, кто в политику, а кто подается за рубеж. Отсюда возникает вторая проблема – молодежь посвящает себя украинской науке не очень охотно. Пожилые ученые не вечны, и кто знает, с чем мы останемся, когда уйдут и они?!

Читайте также по теме