11 февраля в Харькове прошло заседание Совета национально безопасности и обороны (СНБО), а также Конгресса местных и региональных властей. Гава государства поручил набрать в территориальную оборону 2 миллиона человек вместо 130 тысяч). Кроме того, на Совбез закрыли очередной телеканал. А глава МВД уволил начальника харьковской полиции.
«Главнокомандующий поставил задачу»
Президент Владимир Зеленский 11 февраля провел в Харьков заседание Конгресса местных и региональных властей и заседание Совета нацбезопасности и обороны (СНБО). В повестке дня обоих мероприятий значилась территориальная оборона.
На заседании Конгресса региональных властей Глава государства заявил, что организация территориальной обороны проходит под эгидой и руководством ВСУ. «Все, особенно отдельные руководители на местах, должны четко осознать: есть вещи, которые должны воплощать в жизнь исключительно профессионалы, исключительно военные. Помогать им – это хорошо, но иногда не мешать им – это гораздо лучше», – заявил Владимир Зеленский.
В конце января по территориальной обороне собиралась другая организация местных властей — Ассоциация городов Украины под председательством мэра Киева Виталия Кличко. Ранее министр обороны Алексей Резников уже призвал местные власти не пиариться на территориальной обороне. Он заявил, что создание терробороны — «это исключительная компетенция военных, их функция».
«Есть четкая вертикаль Сил территориальной обороны. Ее формируют военные. Главы общин не возглавляют формирование Сил территориальной обороны и должны действовать в пределах своих компетенций»- заявил он. Дескать, местное самоуправление вносит свой вклад в обеспечение надлежащей материальной базы. «Должны быть помещения, электричество, вода, тепло, чистые улицы, решены другие сопутствующие вопросы», — пояснил он.
Минобороны также заявляло, что какие-либо структуры, созданные местными властями, не входят в состав Сил территориальной обороны ВСУ. «Местные государственные администрации участвуют, а не создают самостоятельно штабы территориальной обороны», — подчеркнули в Министерстве.
Теперь вопрос вынесли на заседание Конгрессе местных и региональных властей при Президенте Украины и СНБО под его руководством. Зеленский поставил задачу увеличить количество членов сил территориальной обороны до 2 миллионов человек.
Ранее территориальная оборона, сформированная в организационно-управленческое ядро батальонов и бригад, должна была насчитывать 10 тысяч человек в условиях мирного времени. А в случае войны штат планировалось увеличить до 130 тысяч человек за счет гражданских лиц, которые пройдут отбор и заключат контракт о службе в резерве терробороны.
Теперь секретарь СНБО Алексей Данилов сообщил: «Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины поставил задачу — количество членов территориальной обороны должно превышать 2 млн человек». Главнокомандующим, как известно, является Президент, и его распоряжения будут выполняться.
Однако у экспертов имеются сомнения. «В случае войны в территориальной обороне останутся только те, кого нельзя мобилизовать по возрасту, состоянию здоровья или по другими признаками. Все военнообязанные отправятся в подразделения регулярной армии», — пишет в соцсети политолог Владимир Воля.
Он призывает не обманываться. «Все мобилизованные идут туда, где линия фронта, а не прямо в партизаны или в территориальную оборону рядом с местом жительств. Партизаны — это то, что будет на оккупированной территории, если не удержать регулярную армию нападения противника. Чтобы стать партизаном, сначала нужно выжить в боях в составе регулярной армии», — отмечает политолог.
Впрочем, указанное политологом обстоятельство, не мешает властям обратится за помощью к бизнесу. Так, заместитель командующего Сил терробороны полковник Сергей Собко отметил, что «бизнес является неизменным и незаменимым партнером ВСУ», а предприниматели и их сотрудники могут проходить службу в военном резерве по месту жительства.
«Это форма расправы»
Проведение в Харькове сразу двух мероприятий — СНБО и Конгресса местных властей, — привлекло внимание экспертов. Политолог Николай Давыдюк заявил в СМИ: «Это извинение Президента перед городом за сказанное слово».
Ранее в интервью The Washington Post Владимир Зеленский сказал, что если Россия решит усилить эскалацию — она будет делать это на территориях, где исторически проживают люди, имеющие родственные связи с Россией. «Харьков, который находится под контролем правительства Украины, может быть оккупирован», — сказал он.
После этого местные власти выступили заявлениями, что город останется украинским. Пресс-служба Президента растолковывала: «Это был просто пример, гипотетический сценарий. То есть он не имел в виду, что Харьков будет оккупирован». Но слова имели последствия. Как утверждает политолог Николай Давыдюк, начался отток предпринимателей из Харькова. «Очень большое количество бизнесов уехало, большое количество IT-специалистов уехало. Уезжают в Турцию, Вену, Киев. Практически остановилась продажа недвижимости. Это неосторожное слово привело к тому, что город пострадал очень сильно», — рассказал он в СМИ.
По мнению политолога, заседание СНБО имеет целью успокаивающий эффект, но бизнес вряд ли вернется в Харьков. Кроме того, накануне заседания СНБО произошло резонансное ДТП: ночью 9 февраля на трассе в Харьковской области мужчина погиб под колесами авто. На месте наезда были найдены автомобильные номера из кортежа бизнесмена Александра Ярославского. Сам бизнесмен улетел в Лондон, но силовики 11 февраля провели обыски в гостинице и доме харьковского бизнесмена.
Активные следственные действия проходили в то же время, когда Зеленский проводил в городе встречу с региональными элитами. Сопровождавший Президента министр внутренних дел Денис Монастырский уволил начальника полиции Харьковской области. Оказалось, что следователи харьковской полиции подали в прокуратуру неправдивые данные расследования. «Подозрение составили на лицо, которое пришло утром и заявило, что именно оно было за рулем авто, на котором было совершено смертельное ДТП. В то же время стало известно, что этот человек во время ДТП находился в другом месте», — рассказал Монастырский.
По его словам, это дело будет передано в Главное следственное управление Национальной полиции для объективного расследования. Эксперт Вячеслав Чечило иронизировал: «Власть развернула бурную деятельность по расследованию ДТП Ярославского. Настолько бурную, что она вызывает уже только один вопрос – а что, ДТП Трухина тоже можно было так расследовать?»
Как известно, дело об аварии с участием депутата от правящей партии «Слуга народа» Александра Трухина действительно идет медленно. ДТП было еще в августе, а в этом месяце Государственное бюро расследований стало сообщать о результатах экспертиз — депутат не был за рулем, взятку не предлагал.
После заседания СНБО, которое проходило в закрытом режиме, не сообщалось, обсуждал ли на нем дело о ДТП с кортежем Ярославского. Зато стало известно о СНБО приняли санкции против телеканала «Наш». Он принадлежит семье политика Евгения Мураева. СНБО заблокировал работу канала на 5 лет. В январе МИД Великобритании назвал Мураева потенциальным руководителем Украины в случае вторжения и оккупации страны российскими войсками, несмотря на то, что в 2018 году правительство России внесло Мураева в санкционный список.
Мураев заявил, что продолжит работу в интернете. «Вопрос принят без обсуждения, без документов, без доказательств. Это форма расправы»- заявил он.
Ранее СНБО ввел санкции против политика Виктора Медведчука, запретив работу связанных с ним телеканалов.