Кабмин официально объявил о старте процедуры реструктуризации государственного и гарантированного государством долга и его частичного списания. Соответствующее распоряжение (№978-р) правительство опубликовало 22 сентября. Согласно документу, Государственной казначейской службе поручено прекратить осуществление платежей по некоторым долговым обязательствам страны (то есть, вводится мораторий на внешние выплаты), а Министерство финансов должно согласовать с кредиторами обмен ранее размещенных Украиной еврооблигаций. Сам процесс реструктуризации, как отмечается в документе, планируется завершить до 1 декабря текущего года.
Технический дефолт и угроза срыва долговой сделки
По мнению эксперта Фонда общественной безопасности Юрия Гаврилечко, из-за решения Кабмина Украина будет жить де-факто в состоянии технического дефолта с 23 сентября до 1 декабря.
«Это фактическое объявление избирательного технического дефолта, так как временная остановка платежей распространяется только на 9 из 14 серий облигаций внешнего государственного займа (ОВГЗ) и гарантированных государством еврооблигаций ГП «Фининпро», включая евробонды с погашением в сентябре и октябре 2015 года», – отметил эксперт.
В свою очередь в Министерстве финансов выразили надежду, что держатели указанных долговых бумаг проникнутся ситуацией и не предъявят своих прав.
«Мы ожидаем, что владельцы ОВГЗ и еврооблигаций ГП «Фининпро» не будут пытаться использовать свои права из-за временной приостановки платежей, поскольку такое решение является техническим. Оно необходимо для юридического оформления сделки по реструктуризации долга, предварительные условия которой были согласованы между Украиной и Специальным комитетом кредиторов (который возглавляет фонд Franklin Templeton — держатель украинских евробондов на сумму более 8 млрд долларов – Авт.)», — сказали в пресс-службе ведомства.
Напомним, 14 октября в Лондоне состоится собрания владельцев всех 14 выпусков евробондов Украины, попадающих в план реструктуризации. В частности, запланирована встреча с представителями Фонда национального благосостояния России, который в конце 2013 года осуществил покупку украинских еврооблигаций на сумму 3 млрд долларов с погашением 25 декабря 2015 года. Впрочем, перспектива попадания этого долга в периметр реструктуризации чрезвычайно размыта: Кремль неоднократно давал понять, что хочет полного возврата средств.
«Украина прислала свои предложения по реструктуризации коммерческим кредиторам, включив туда и Россию. Но мы не относимся к этой категории кредиторов. Все вопросы в таких случаях решаются в двустороннем порядке. Вторая наша позиция, мы ее неоднократно высказывали, — мы ждем погашения долга в конце года», — заявил 23 сентября министр финансов РФ Антон Силуанов.
Ко всему прочему в начале сентября держатели украинских еврооблигаций на сумму 500 млн долларов высказалась за изменение условий реструктуризации в части распределения между кредиторами бонусных долговых бумаг (Value Recovery Instrument, VRI), которые дают возможность их собственникам при росте экономики получать в течение оговоренного периода дополнительные доходы в виде части ВВП страны-заемщика. Их позиция в этом вопросе грозит срывом долговой сделки, так как они, по информации Bloomberg, имеют блокирующее количество голосов – 25% от общего кворума. Напомним, чтобы договоренность о реструктуризации вступила в силу, в ее поддержку должны выступить более 75% участников собрания кредиторов.
За что голосовали
17 сентября парламент оперативно принял правительственный пакет законопроектов, необходимый для легализации условий реструктуризации, которые предварительно были достигнуты Минфином и Специальным комитетом кредиторов 27 августа. В частности, парламентарии конституционным большинством поддержали решение о дополнительных инструментах для кредиторов – государственных деривативах (имеются в виду упомянутые VRI).
«3,6 млрд долларов, что составляет 20% от 18 млрд внешнего долга, списываются. Остаток долга (14,4 млрд – Авт.) погашается в период с 2019 до 2027 года. Процентная ставка — 7,75% (до этого была 7,22% — Авт.). Кредиторы согласились на такую уступку при условии получения инструмента, так называемого государственного дериватива. Мы платим по нему только в случаях, когда рост ВВП превышает отметку в 3%. Так, при росте от 3% до 4% — платим 15% от прироста ВВП, а при росте более 4% — платим 40%. Срок действия инструмента — 20 лет (с 2021 до 2040 года)», — разъяснил министр финансов Наталия Яресько, презентуя 17 сентября в стенах Верховной Рады законопроекты о реструктуризации.
То есть, если Украина после 2021 года будет иметь рост экономики, к примеру, на 5,2%, а ВВП превысит 125,4 млрд долларов, то выплаты кредиторам по линии VRI составят 0,6% от ВВП. При этом с 2021 по 2025 год выплаты будет ограничены до 1 % ВВП, а далее ограничений нет.
По мнению экспертов, одобренные Верховной Радой законы загонят страну в долговую кабалу на десятилетия.
«Нужно понимать, что этот договор (о реструктуризации – Ред.) поставит Украину под внешний контроль до 2040 года», — говорит директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, в свою очередь акцентирует на том, что частичное списание внешних долгов не скажется на экономике Украины и на курсе национальной валюты.
«Плюсов в данной ситуации нет, кроме пиара для определенных лиц. Это никак не повлияет на рост заработной платы, на курс доллара или экономику Украины. Также нужно понимать, что в результате списания части долга в ближайшие 10 лет внешних инвестиций не будет. Кроме того, скорее всего, в ближайшие пару лет из Украины уйдут все банки с европейским капиталом, останутся лишь финансовые учреждения наших олигархов», — сообщил он.
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко объясняет, что в связи с началом долговой операции Украина теряет доступ к зарубежному рынку заимствования капитала.
«Внешние рынки финансирования для нас закрылись после того, как была достигнута договоренность о списании 20% внешних долгов. Мы становимся полностью зависимыми от международных финансовых институций, так как без них покрыть дефицит государственных финансов будет просто невозможно. То есть, для нас актуализируется новая повестка дня, связанная со скорейшим снижением дефицита системы государственных финансов. Реструктуризация, по сути, говорит о том, что мы признали, что находимся в стадии технического дефолта. Значит, не имеем возможности платить по долгам», — констатирует экономист.