Реструктуризация части внешнего долга Украины – главная финансовая задача Киева, решение которой будет гарантировать получение второго транша (2,5 млрд долларов) Международного валютного фонда в рамках расширенной кредитной программы EFF.
По словам премьер-министра Украины Арсения Яценюка, благодаря реструктуризации, исполненной в концепции правительства и являющейся частью договоренности с МВФ, Киев сможет сэкономить на внешних выплатах 15,3 млрд долларов (5,2 млрд в 2015 году, 3,4 млрд — в 2016, 4,4 млрд — в 2017 и 2,3 млрд – в 2018 ). В целом Украина рассчитывает реструктуризировать обязательства на 23 млрд долларов.
Однако процесс переговоров между Министерством финансов и зарубежными заимодателями, начатый в марте, проходит медленно и на данный момент, похоже, вообще забуксовал, хотя МВФ настаивает на урегулировании этого вопроса до конца мая.
Камнем преткновения этих прений выступает желание украинской стороны на треть урезать тело своих долговых бумаг, вращающихся в международном пространстве, на что зарубежные партнеры, естественно, не хотят идти.
12 мая комитет международных кредиторов Украины, включающий компанию Franklin Templeton и группу небольших инвесторов, отправили ведомству Натальи Яресько письмо, содержащее компромиссный вариант реструктуризации украинских долгов.
Детали послания не были преданы гласности, однако из публичного заявления комитета следовало, что предложенный им план «уравновешивает интересы Украины и инвесторов» и не препятствует перспективе дальнейшего сотрудничества с МВФ, но при этом исключает урезание обязательств Киева. Реакция Минфина была однозначна, оно обвинило комитет в нежелании вести переговоры в духе доброй воли.
«Несмотря на то, что Украина и МВФ неоднократно говорили, что в результате долговой операции (реструктуризации – Ред.) должны быть достигнуты все три ее цели (ликвидность, устойчивость и платежеспособность), комитет в своих публичных заявлениях сосредотачивается исключительно на аспекте ликвидности и отказывается признать необходимость достижения цели устойчивости долга. Министерство также обеспокоено тем, что вместо того, чтобы взаимодействовать непосредственно в процессе конструктивных переговоров, комитет предпочитает неконструктивные средства общения через СМИ», — отметили в пресс-службе ведомства.
Напомним, реструктуризация имеет три ключевых подхода – пересмотр купона долговой бумаги, пересмотр срока обращения бумаги и, как уже указывалось выше, сокращение массы кредита т.н. haircut (читай частичное списание – Авт.). По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, институты частного капитала не практикуют списание долгов.
«Конечно, можно апеллировать к тому, что в Украине сократилась территория и уменьшился промышленный потенциал, но для частных инвесторов это слабые аргументы», — отмечает в свою очередь экономический эксперт Всеволод Степанюк.
Как говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, шансы Киева на реструктуризацию велики и в существующей ситуации Украина точно может рассчитывать на «мягкую» реструктуризацию, которая, конечно, не будет ей выгодна. Комментируя варианты развития переговорного процесса, он сказал следующее:
Добавим, что пассивность инвесторов в переговорном процессе объясняется, очевидно, намерением вынудить Украину пойти на неудобный для нее кредитный сценарий, ведь времени осталось мало, и миссия МВФ уже притупила к работе в Киеве. Впрочем, не исключается, что переговоры могут растянуться на все лето.
Сегодня суммарный объем украинских евробондов, имеющих вращение на международном рынке, равен 18 млрд долларов: бумаги на 15 млрд находятся в расположении западных компаний (около 8 млрд у Franklin Templeton) и 3 млрд — в расположении России. Москва, к слову, сказала твердое нет реструктуризации этого долга, погашение которого наступает уже в декабре этого года.
Напомним, внешний государственный долг Украины по итогам марта вырос на 8,3% или на 2,4 млрд долларов до 32,8 млрд. При этом в Национальном банке Украины прогнозируют, что к концу 2015 года совокупный долг страны составит 93% ВВП.