Революция и банки: что будет с депозитами

Третий месяц подряд в Украине продолжаются протесты против политики украинской власти. Из достаточно мирных выступлений и «молитвенного стояния» на Майдане апологетов евроинтеграции к середине января они переросли в вооруженное противостояние митингующих и силовых структур.

До конца декабря протестная деятельность, будучи сугубо мирной, практически не влияла на экономику страны. Но новый проект бюджета, в котором были существенно увеличены ассигнования на силовые структуры и последовавшая вслед за этим стрельба по демонстрантам изменила ситуацию.

В первую очередь на новое качество противостояния отреагировал валютный рынок. Курс гривны стал постепенно падать. Причем, падать, несмотря на существенные вливания валюты в ЗВР НБУ. 24 января курс доллара на межбанковском валютном рынке взял очередной барьер, и его стоимость превысила 8,5 грн. Рост курса доллара продолжается с 27 декабря. Именно на этот день пришелся локальный максимум стоимости гривны как по продаже (8,24 грн./$1), так и по покупке (8,18 грн./$1) на наличном рынке. За это время гривна подешевела почти на 5%, утратив около 40 копеек в стоимости по отношению к доллару США.

Вслед за валютным курсом постепенно на ситуацию начинают реагировать и другие элементы финансовой системы. Как сообщает издание «Вести», к ним в редакцию поступило сразу несколько заявлений от граждан, которым не выплатили депозитные вклады. В частности, один из старейших банков в городе «Промэкономбанк» остановил выдачу денежных средств.

Пока это единичный случай, но рост курса доллара (5% за месяц) будет провоцировать его скупку банками. На это будут отвлекаться ресурсы. Покрывать дефицит в гривне сможет НБУ, за счет рефинансирования. Но эти деньги придется отдавать. А отдавать их можно будет только из прибыли банков, формируемой от их коммерческой деятельности или… новых депозитов. И тут могут возникнуть проблемы. Связанные, в первую очередь, с охлаждением экономики и ростом числа убыточных предприятий. Чем дольше будет продолжаться вооруженное противостояние, тем больше ресурсов власть будет тратить на силовые структуры.

Взять эти ресурсы можно или урезав социалку или взяв новые кредиты. Но новых кредитов никто не дает, значит – деньги будут взяты у бюджетников, пенсионеров, инвалидов и т.д. Чем меньше денег останется на руках у население, тем хуже будет мелкому и среднему бизнесу, который и является основным заемщиком украинских банков. Крупный бизнес давно кредитуется за рубежом. Проблемы у бизнеса – это задержки с возвратом кредитов. Задержки с возвратом кредитов – снижение ликвидности у банков. Снижение ликвидности – проблемы с отдачей депозитов. До сих пор эти проблемы решали за счет привлечения новых депозитов и помощи НБУ. Сейчас же, когда НБУ будет одним из крупнейших доноров бюджета, а бюджет тратится на силовиков, — надеяться на рефинансирование и получить его смогут далеко не все банки.

Риск невозврата депозитов возрастает пропорционально длительности противостояния. Часть денег банков будет связана валютой, часть – залоговыми активами неплатежеспособных заемщиков. Денег в Фонде гарантирования вкладов физических лиц хватит буквально на пару-тройку мелких банков и все. Остальным придется рассчитывать на рефинансирование.

И это только часть проблемы. Часть, потому как развитие противостояния продолжается захватом, а соответственно и парализацией работы, областных администраций. Это чревато блокированием бюджетных проплат уже на уровне регионов. Если подобное произойдет, то дефицит денег станет дополнительным фактором, стимулирующим людей забирать депозиты из банков (жить-то на что-то надо). И демпфировать уже такой процесс банковской системе будет очень сложно, если вообще возможно.

Читайте также по теме