К событиям в относительно небольшом южноамериканском государстве Эквадор вот уже более недели приковано самое пристальное внимание, как мировых СМИ, так и представителей международной дипломатии и общественности. В результате массовых беспорядков, охвативших Кито и несколько других крупных городов этой страны, погибли, по самым скромным подсчетам, 10 человек, еще около тысячи получили ранения различной степени тяжести. Действующий эквадорский президент Ленин Морено бежал из столицы и обратился за помощью к ближайшим соседям, а также США. По мнению независимых аналитиков, Эквадор находится на грани революции и даже гражданской войны.
Беспристрастные телекамеры показывают тревожную картину. Толпы манифестантов захватывают здания государственных учреждений, перекрывают дороги, блокируют аэропорты и устраивают уличные сражения с полицейскими и армейскими подразделениями. В переполненных пациентами больницах и медицинских пунктах катастрофически не хватает медикаментов, а кареты «скорой» не могут выехать за ранеными и пострадавшими. Такова реальность сегодняшнего Эквадора, который с 5 октября нынешнего года в буквальном смысле это словосочетания стал заложником хаоса, выхода из которого не в состоянии найти даже Организация Объединенных Наций.
С чего же, в сущности, все началось? Согласно официально информации, причиной массовых народных выступлений послужило намерение президента страны Морено отменить субсидии на топливо и льготы на продукты первой необходимости. Нововведение привело к моментальному росту цен: бензин и газ подорожали вдвое, а так называемый «пищевой набор» (в Украине он именуется «борщевым», — Авт.) – сразу втрое. Это автоматически повлекло за собой инфляционные процессы в системе национальной валюты, и, как следствие, – обнищание сотен тысяч эквадорцев. Поначалу демонстрации носили мирный характер, однако после того, как президент отдал приказ применить в отношении протестующих силу, столицу Кито охватила волна беспорядков.
Справедливости ради, стоит отметить, что отмена соответствующих субсидий, введенных еще в 70-е годы прошлого века, не была личной инициативой эквадорского лидера со звучным именем Ленин. Подобное условие выдвинул Международный валютный фонд, предоставивший официальному Кито финансовую помощь в размере 4,2 миллиарда долларов. Впрочем, у многих жителей Эквадора сложилось вполне оправданное впечатление, что президент попросту предал государственные интересы в обмен на благоволение Запада. «Поведение президента стало все чаще вызывать раздражение обывателя, — сказал в комментарии для ГолосUA латиноамериканский политический обозреватель Хорхе-Руис Мендес. – Сначала Морено в угоду Вашингтону лишил основателя сайта WikiLeaks Джулиана Ассанджа, чья фигура крайне популярна в Кито, эквадорского гражданства, а затем согласился ввести экономические и политические санкции против Венесуэлы, которую коренное население Эквадора считает «братской страной». Давление на собственный народ окончательно переполнило чашу терпения рядовых граждан. Итог – налицо».
Итак, есть ли выход из создавшейся ситуации, которую одни эксперты называют революцией, а другие – провокационными действиями? Любопытно, что ответ на этот вопрос по-своему попытался дать сам Морено, перенесший свою резиденцию во второй по величине город страны – Гуаякиль. Во-первых, он в одностороннем порядке отменил (или, вернее – заморозил) действие указа, послужившего фактическим поводом к восстанию. Во-вторых, глава государства выразил свое принципиальное желание пойти на переговоры с митингующими, пообещав амнистию даже тем, кто был заподозрен или уличен в мародерстве.
Но вот ведь в чем дело: с начала волнений манифестанты разделились на несколько формирований. На данный момент пойти на переговоры с Лениным согласилась исключительно Конфедерация коренных народов Эквадора. Так называемая «Эквадорская социалистическая лига» же постановила, что будет бороться до полного свержения Морено, и формирования в стране левого правительства. Еще одна «повстанческая сила», именующая себя «Щитом обездоленных», вообще, настроена на вооруженную партизанскую борьбу.
Что произойдет с Эквадором в обозримом будущем, в точности сказать не может никто. Однако уже сейчас ясно одно: пресловутые массовые волнения нанесли стране непоправимый урон. Несмотря на то, что львиную долю эквадорского экспорта составляют бананы, сам Эквадор нельзя назвать «банановой республикой» — в стране действуют крупные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, а в отдельных регионах активно работают деревообрабатывающие концерны. Сейчас их деятельность оказалась под угрозой.
Как бы там ни было, вопрос будущего страны будет поставлен на рассмотрение профильного комитета Организации Объединенных Наций. Удастся ли высшей международной структуре примирить противоборствующие стороны – покажет время.