Украина живет в режиме тотальных информационных войн. И речь идет не только о нынешнем противостоянии Украины и России. К сожалению, вся сущность политической борьбы сегодня свелась к войне компроматов. На свет Божий вытаскивается правда и неправда, додумываются истории и придумываются штампы. Люди, которые прошли убийство Гонгадзе, царствование Межигорского хама и следят за показной жестокостью на Донбассе, вполне готовы воспринимать сегодня любую критику власти и политиков, какой бы абсурдной она ни была. Давайте вспомним хотя бы информацию о нескольких камазах долларов, вывезенных Януковичем, или о поджоге Одесской ОГА «Правым сектором», который никогда в Южной Пальмире не был силен. А чего стоят все те мифы, которыми пичкает рядовых российских и донбасских обывателей официальная кремлевская пропаганда.
Украина, несмотря на свои традиции узкокорпоративных компроматных войн, оказалась попросту не готовой к такому противостоянию. По большому счету, мы Крым потеряли не благодаря «вежливым зеленым человечкам», а именно вследствие проигрыша информационной войны.
Вот и пришлось украинской власти и украинским журналистам учиться на марше – пересматривать правила ведения деструктивных информационных кампаний. Естественно, что в авангарде этого процесса оказалась команда политиков и журналистов, близких к новой власти. Именно команда и.о. Президента страны А.Турчинова взяла на вооружение современные методы информационных войн. Одним из идеологов такой активности стал многолетний консультант Турчинова, по совместительству редактор сайта Цензор – Юрий Бутусов.
Если внимательно проанализировать активность г-на Бутусова в соцсетях или в СМИ, то мы увидим, что он становился де-факто создателем «технологических штампов»: жидобандеровец Коломойский, космос-Кличко, непобедимый батальон Донбасс и пр.
Примитивный анализ информационного пространства показывает, что Бутусов запускает информационные волны, которые потом подхватываются официальными и неофициальными спикерами от власти. Доходило до абсурдного, когда редактор Цензора пытался формировать повестку дня для правоохранителей – представителей Минобороны, МВД, прокуратуры. Дальше — больше: в круг интересов политтехнолога попадают целые сектора экономики и бизнеса. Наиболее показательный в этом случае – пример со скандалом в таможенной сфере. Здесь мы наблюдали целенаправленную, грамотно выстроенную деструктивную информационную кампанию: с обязательными штампами, навешиванием ярлыков и конспирологическими теориями. Несомненно, случай с Ярошенко – очевидное свидетельство междувластия и живучести многолетних коррупционных схем.
По словам правоохранителей, вся история, по большому счету яйца, выеденного не стоит. Речь идет о неадекватном поведении одного из многочисленных консультантов политиков от УДАРа. При чем многие участники сами утверждают, что встреча напоминала обычный «пьяный базар» неадекватного человека. Никаких выводов не было сделано и решений не было принято. Более того, никто из УДАРа, как оказалось, даже не пытался выступить в защиту этого деятеля. Кое-кто из окружения депутатов фракции УДАР (те, кто вообще знает, о ком идёт речь, — Ярошенко действительно далеко не самая узнаваемая личность даже для коллег по партии) уверяют, что Ярошенко в последнее время стал выбиваться из принятого формата поведения – начал, похоже, регулярно и немало выпивать. Как следствие – вроде бы было уже несколько открытых конфликтов с коллегами, не желающими оправдываться за чьи-то нетрезвые выходки.
И как не подхватить такую жирную тему!? История доказывает, что команда Турчинова всегда уделяла самое пристальное внимание работе разного рода таможенных схем. На любой своей должности во власти (еще со времен кураторства СБУ) Александр Валентинович любил заниматься таможней. Напомним, что конфликт Тимошенко и Хорошковского был спровоцирован именно Турчиновым с помощью подконтрольных СМИ. Поговаривают, что именно бессменный заместитель Тимошенко таким образом пытался защитить свои кадровые интересы в этой сфере. Более того, если проанализировать журналистскую деятельность того же Бутусова, то 1/3 всех материалов в Зеркало недели касались именно т.н. «расследований» в таможенной сфере.
Поэтому появление громкого скандала в таможне было прогнозируемо. Тем более после того, как команда Батькивщины начала терять влияние на процессы в стране.
Кстати, именно в это же время началась массовая кампания по отбеливанию и позитивной демонизации образа Коломойского. Не удивительно, что параллельно формируется образ врага – это главное условие при ведении информационных войн. Любой герой, должен иметь своих противников. В качестве врага, для технологов Батькивщины, назначается УДАР – со всеми вытекающими последствиями: Аваков как член Батькивщины – эффективный руководитель АТО, Наливайченко, как назначенец по УДАРовской квоте – сомнительный специалист. Коломойский – патриот и последний защитник Украины, тогда как УДАР – консолидирует вокруг себя представителей олигархии (от Фирташа до Черновецкого). И никого не интересует, что эти штампы не имеют ничего общего с реальностью, главное, чтобы они доказывали правильность избранной стратегии по очернению новой власти. И абсолютно очевидно, что конечной целью заказчиков и политтехнологов является даже не столько Ярошенко, УДАР или Кличко, сколько собственно Президент Порошенко.
Надо отдать должное, украинские журналисты научились у команды российских учителей во главе с Д.Киселевым вести информационные войны. Однако возмущение вызывает тот факт, что фактические военные действия ведутся не против оккупантов, а прежде всего против страны.