Денис Гонтарь
06:13 27/06/2012

Риск для жизни за две тысячи гривен

face="Times New Roman">
size="2">В этом году лето не балует нас хорошей погодой. Но синоптики обещают уже в конце июня жару. С ее наступлением киевляне и гости города массово ринутся на пляжи. Одни, чтобы отдохнуть душой, а другие – пропустить рюмку-другую на природе, после чего остудиться в воде. Здесь и наступит «звездный» час спасателей. По статистике именно пьяные чаще всего тонут. Хотя и трезвый человек не застрахован от этого. ГолосUA решил подежурить один день со спасателями в Гидропарке, чтобы узнать, насколько они готовы к сезону. 

face="Times New Roman">
size="2">ПОМОЩЬ ВЫЗЫВАЮТ ПО РАЦИИ 

face="Times New Roman">
size="2">Будний день, в который мы вышли на дежурство, оказался дождливым, но на спасательно-водолазной станции №3 (находится в ведомстве КП «Плесо»), что в Гидропарке, все работники на смене – выходных здесь нет.

face="Times New Roman">
size="2">«Видите, на пляжах ни души, поэтому мне и смысла нет там находиться. Но давайте я все же покажу, как проходит дежурство», – говорит матрос-спасатель Владислав Ополовников. 

face="Times New Roman">
size="2"> decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

face="Times New Roman">
size="2">Мы садимся в лодку и от спасательной станции следуем к «Детскому» пляжу. Несколько минут – и мы на месте.

face="Times New Roman">
size="2">«31-ый, я – 32-ой, пост принял, – говорит по рации дежурному Владислав. – На своем посту с лодки я наблюдаю, как люди плавают, чтобы при надобности помочь тонущему. Когда хорошая погода, постоянно стоим на посту с девяти утра и до восьми вечера. Два часа дежурство на воде, два — на берегу. Так посменно работаем с коллегой. У нас у всех есть рации. Если человек ушел под воду, передаю на базу, и сразу же сюда выезжает спасательный катер с водолазами и фельдшером», – продолжает Владислав. 

face="Times New Roman">
size="2">Поскольку на пляжах по-прежнему никого нет, плывем на базу. По дороге матрос-спасатель рассказывает, что в этом сезоне ему еще не доводилось никого спасать. А вот в прошлом году мой собеседник не дал утонуть двум пьяным мужикам. 

face="Times New Roman">
size="2">КАТЕР ВЫЕЗЖАЕТ ТОЛЬКО ПО ТРЕВОГЕ 

face="Times New Roman">
size="2">По прибытии на станцию направляемся к спасателям-водолазам. Обычно эти парни не любят рассказывать о своей работе. 

face="Times New Roman">
size="2">Выходим на катере на патрулирование и смотрим, чтобы никто не утонул, что тут еще добавить? – вопрошает бригадир водолазов Вячеслав Дембицкий.

face="Times New Roman">
size="2">А как часто патрулируете? – уточняю.

face="Times New Roman">
size="2">Как бензин дают, так и патрулируем, все в это упирается. На два дня получаем 20 литров топлива, а катер жрет очень много. Раньше бензина давали достаточно, мы патрулировали каждые 45 минут. А сейчас топливо экономим, прогрели двигатель и стоим. Будем выезжать только по тревоге, если кто-то будет тонуть и нас вызовут.

face="Times New Roman">
size="2">Но спасатели все же предлагают выйти в акваторию Днепра на катере. Мы же тактично отказываемся, если уж такие напряги с бензином, лучше его действительно сэкономить для спасения людей.

face="Times New Roman">
size="2">Да нам все равно нужно прогреть двигатель, так что садитесь, – отвечают спасатели.

face="Times New Roman">
size="2">Отчаливаем от станции. Проходим вдоль «Долобецкого» и «Молодежного» пляжей. Отдыхающих по-прежнему нет, только собаки на песке «загорают». Что ж, двигатель прогрелся, пора на базу, долго не покатаешься – по тревоге потом не выедешь.

face="Times New Roman">
size="2">НЕ ЛЮБЯТ НЕВНИМАТЕЛЬНЫХ МАМАШ 

face="Times New Roman">
size="2">Спасатели-водолазы говорят, что в этом году по тревоге еще не выезжали, погоды нормальной не было. А вот в мае-июне минувшего года уже полным ходом шла работа, так как много народу тонуло. 

face="Times New Roman">
size="2">«Самое страшное, когда тонет ребенок, – вспоминает Вячеслав Дембицкий. – Если достаем тело ребенка – это труба! Водолаз потом уже полдня работать не может. Нервное потрясение. В таких случаях берем у доктора корвалол и валерьянку. Как-то не удалось спасти мальчика. А через два дня спасли девочку маленькую. И это спасение нам помогло как-то психологически пережить трагедию».

face="Times New Roman">
size="2">Но больше всего спасатели не любят невнимательных родителей. Например, мамаша с кем-то заговорилась, ребенок незаметно пошел, скажем, за мороженым. Когда женщина спохватится, малыша нет. У нее начинается паника, вызывают спасателей.

face="Times New Roman">
size="2">«Водолаз ныряет в том месте, где мог бы находиться ребенок. Ищет-ищет, а в это время приходит малыш с мороженым. Тогда мы высказываем такой невнимательной мамаше все, что о ней думаем. Иногда прямым текстом. Для нас, конечно, отлично, что ее ребенок жив-здоров, но с другой стороны – это же все нервы для нас», – рассказывает моторист-спасатель Олег Сидорский. 

face="Times New Roman">
size="2">ЗА МИЗЕРНУЮ ЗАРПЛАТУ САМИ ПОКУПАЮТ СНАРЯЖЕНИЕ 

face="Times New Roman">
size="2">И вот за такую психологически сложную работу водолазы-спасатели получают меньше 2 тысяч гривен. А ведь некоторые работают по 25 лет и являются водолазами первого класса, как, например, Вячеслав Дембицкий. 

face="Times New Roman">
size="2">По его словам, мизерная зарплата – еще не все проблемы. Водолазные костюмы и снаряжение приходиться покупать за свои деньги, потому что всем этим не обеспечивают. 

face="Times New Roman">
size="2">«Последний раз водолазные костюмы выдавали лет семь назад. Вылезаешь в них из воды весь мокрый, потому что протекает, а мы же и зимой работаем. Поэтому мы покупаем костюмы за свои деньги. В общем, спасательная служба держится на энтузиазме самих спасателей, но даже в таких условиях мы все выполняем на 100 %, это – наш стиль жизни, а не работа», – говорит Вячеслав Дембицкий.

face="Times New Roman">
size="2">А моторист-спасатель Олег Сидорский добавляет, что их катеру уже более 30 лет и его нужно постоянно «подшаманивать». «На ремонт денег тоже не дают, так что лепим из запчастей, которые есть. Что-то где-то достаем или попросту покупаем за собственные деньги. Людей-то спасать нужно», – делится он. 

face="Times New Roman">
size="2">Напоследок мы пообщались с начальником спасательно-водолазной станции № 3 Генрихом Студзинским. Он рассказал, что есть штатное расписание, согласно которому на станции должно быть 12 водолазов, но их только 8. 

face="Times New Roman">
size="2">«Нет специалистов, чтобы полностью укомплектовать штат. При зарплате водолаза меньше двух тысяч гривен не каждый человек согласится работать здесь», – разводит руками Студзинский. 

face="Times New Roman">
size="2">ОФИЦИАЛЬНО

face="Times New Roman">
size="2">Александр Мазурчак, первый замглавы КГГА: 

face="Times New Roman">
size="2">Проблема с укомплектованностью штата спасателей у нас есть. Будем работать с центром занятости, и тем, кто хочет стать спасателем, мы места предоставим. Но выбрать людей, которые бы подходили по всем параметрам при небольшой зарплате – не так-то легко. Думаю, в этом году будем решать вопрос по повышению их зарплат. Что касается снабжением бензина для катеров, то сейчас бюджет выполняется не в полном объеме, потому финансирование у спасательных станций началось только в апреле. Проводилась подготовка пляжей к купальному сезону: завозили песок, все чистилось. Деньги тратились в первую очередь на это. Сейчас все готово, и теперь средства пойдут на бензин, на зарплату. Денег не так много, поэтому пришлось выбирать, что в первую очередь нужно сделать.

Читайте также по теме