20 января в США должна состояться инаугурация 46-го президента США Джо Байдена. Государственное руководство Украины и украинские политики с воодушевлением ждут этого события. Власть ожидает перезагрузки и свежести в отношениях с Соединенными Штатами: предшественник Байдена Дональд Трамп был не слишком ласков. А в оппозиции хотят воспользоваться давними связями с демократами и теплыми отношениями с самим Байденом. Но объективная действительность диктует другие, порой, не самые оптимистичные для украинской элиты сценарии.
Байден превратится в хромую утку
Пандемия коронавируса, которая унесла уже 374 тысячи жизней американцев, экономический кризис, массовые акции, вызванные убийством Джорджа Флойда в мае 2020 года, беспорядки и погромы. Это наиболее крупные и характерные процессы, сопровождавшие президентскую кампанию в США. Выборы оказались трудными и грязными. Пересуды о массовых фальсификациях, вбросах бюллетеней за одного из кандидатов и голосовании «мертвых душ» звучат до сих пор. Тем не менее, 15 декабря выборщики подтвердили победу кандидата от Демократической партии Джозефа Байдена и его команды. Бывший вице-президент США получил 306 голосов выборщиков, Дональд Трамп – 232. Страсти на период рождественских каникул улеглись.
Новый же год в США начался с неприятных событий. 6 января сторонники Трампа собрались в Вашингтоне, чтобы требовать от вице-президента Майка Пенса и Конгресса США не признавать победу Байдена. Настроения активистов были подогреты неоднократными заявлениями Трампа о нарушениях на выборах, итогом чего и стала акция «Спасите Америку». В итоге толпа протестующих решилась на штурм Капитолия США, где заседает Конгресс, и на несколько часов заняла части здания, в частности активисты ворвались в зал заседания Сената. Печальным результатом попытки захвата Капитолия 6 января стало 5 жертв – четверо протестующих и один полицейский.
Именно в этот день Конгресс проводил заседание, на котором проводился подсчет голосов Коллегии выборщиков. Из-за штурма служба безопасности вынуждена была эвакуировать заседающих. Свою работу законодательный орган США возобновил чуть позже и подтвердил победу на выборах Джо Байдена. На следующий день Дональд Трамп признал победу своего оппонента публично. Он записал видеообращение, в котором отметил, что новая администрация вступит в должность, как и полагалось, 20 января. «Сейчас я сосредоточен на обеспечении плавной, упорядоченной передачи власти», – сказал Трамп.
«Ситуация в США является достаточно сложной, – говорит политический эксперт Руслан Бизяев. – Есть очень большая вероятность того, что, вступив в должность, Джо Байден фактически на второй день превратится в хромую утку. Когда против тебя половина страны, ситуация за четыре года кардинальным образом поменялась, США нужно решить массу внутриполитических проблем. На проблемы внутриполитические будут накладываться проблемы с пандемией, проблемы экономические. Концепцию “Agenda-2030”, с которой выходит команда Байдена, будет достаточно сложно реализовать».
МВФ пойдет на уступки
«Мы ожидаем рок-н-ролла. Мы хотим очень динамичных и драйвовых отношений с США. Нам нужно добавлять еще больше звука к этой песне стратегического партнерства», – говорил в интервью ТСН министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в самом конце 2020 года. С таким оптимизмом не соглашаются эксперты. Объективная действительность подсказывает, что вместо рок-н-ролла в отношениях Украины и США будет, скорее, блюз – грустная и печальная песня.
Приоритеты сотрудничества Украины и США глава украинского МИД расставил следующим образом. «Стопроцентным приоритетом», по словам Кулебы, является сотрудничество по вопросам безопасности. Второе ключевое направление – это реализация реформ, и США «могут серьезно помочь в укреплении страны изнутри». Третьим приоритетом были названы отношения в экономической сфере – инвестиции в Украину, торговля на мировых рынках и так далее.
«Думаю, мы получим кредит от МВФ, с учетом изменений в Белом доме и прихода новой администрации», – считает политтехнолог Александр Теплюк.
Не так оптимистично настроен политолог Кирилл Молчанов: «Я очень сомневаюсь, что Байден будет, как в свое время, то кредитные гарантии выдать в обмен на какое-то назначение, то еще что-то. Скорей всего, даже интенсификации по линии МВФ, наверное, не случится, – считает эксперт. – Да, они будут дальше продолжать военную помощь в таком же размере по 300 миллионов в год, будут определенные заявления о поддержке, но никакой более проактивной их роли в украинском вопросе не будет».
«В принятом недавно Палатой представителей пакете экстренной помощи на 900 миллиардов долларов существует одна интересная статья – 453 миллиона на помощь Украине без указания цели на что, – рассказывает Руслан Бизяев. – Это говорит о том, что, возможно, будущая администрация Джо Байдена планирует выделить эти деньги на борьбу с бедностью в Украине, то есть сделать такой политический шаг. Помимо того, что в военном бюджете заложено 250 миллионов, помимо того, что разморожена ситуация с МВФ. Фактически Международному валютному фонду, по моей информации, поступила команда немного ослабить давление на Украину и пойти на уступки. Вот собственно, что можно ожидать от администрации Байдена. Делать огромные ставки на то, что придет команда Байдена и у нас здесь по чудесному взмаху волшебной палочки все изменится, не стоит».
«Никаких игр, никакого кумовства»
Очевидно, другого мнения о своих позициях после прихода к власти Байдена могут быть некоторые украинские политические силы. Эксперты выделяют несколько групп, которые ожидают своего усиления в Украине после окончательной смены администрации в Вашингтоне.
«В Украине есть большое заблуждение, что с новой администрацией будет новая политика к нашему государству, – говорит Кирилл Молчанов. – Уже сейчас мы видим битву, кто будет любимой женой Байдена. Соревнуются три группы: сам Зеленский со своим комплементарным интервью “Нью-Йорк Таймс”, затем Петр Алексеевич, который считает, что Байден вернется и шансы Порошенко вернуться во власть сразу же усилятся, потому что у них был теплый контакт. В-третьих, все эти соросята-грантоеды от Сытника и ниже по рангу считают, что они в Украине уже будут заправлять по полной и уже сформируют свое правительство в 2021 году, чем во многом шантажируют власть».
Политолог сомневается, что у Байдена будет время и желание заниматься украинским вопрос, чему есть, по крайней мере, две причины.
«Первая – куча проблем в самой Америке после выборов, в первую очередь экономических. Ему будет не до Украины. Ему надо будет решать вопрос внутриамериканской повестки. А второе – для Байдена тема Украины токсична. Его сын Хантер заявлял, что против него идет расследование и сейчас. Я очень сомневаюсь, что Байден вообще приедет в Украину с визитом, возможно, за всю каденцию. Для него эта тема токсична, лучше от нее отмежеваться, а не активно внедряться», – говорит Кирилл Молчанов.
С этой точкой зрения соглашается политтехнолог Борис Тизенгаузен. Конечно, некоторые украинские политические силы могут похвастаться своими связями с демократами и самим Байденом, но только похвастаться. Воспользоваться ими они вряд ли смогут.
«Если, например, у Порошенко были хорошие отношения с Байденом, – говорит эксперт, – это не гарантия того, что можно позвонить Байдену и сказать: позвони туда и скажи то. Так это не работает. Тем более Байден обжегся и не раз от нашей страны, и от наших политиков получил неприятностей намного больше, чем от собственных оппонентов – и дело “Бурисма”, и телефонные переговоры, которые каким-то образом утекают. Поэтому Байден прекрасно понимает, что, начав помогать кому-то здесь, он рискует у себя там. Поэтому никаких игр, никакого кумовства. Только четко в интересах собственной страны. Я сомневаюсь, что Байден в ранге президента нас посетит, слишком осадочек у него от нас остался».
Нового Курта Волкера не будет
Байден и демократы имеют имидж политиков-ястребов, склонных к обострениям во внешней политике, что может сказаться в Украине обострением конфликта на Донбассе. Но такая практика может оказаться в прошлом.
«Я думаю, что государства будут заниматься решением своих внутренних вопросов, вопросами пандемии, восстановлением внутренней экономики. Пока что, наверное, никакой агрессивной внешней политики Байден проводить не будет, он будет сконцентрирован как раз на внутренних проблемах», – говорит Борис Тизенгаузен.
«Очень наивно предполагать, – говорит Кирилл Молчанов, – что с приходом Байдена Штаты сразу же включатся в Нормандский формат, Минский процесс и там условно Байден напрямую будет навязывать Кремлю нашу повестку о том, что необходимо трансформировать Минские соглашения по ряду вопросов, которые Украина не хочет выполнять – по особому статусу, границе, выборам и так далее. Я очень сомневаюсь, что это произойдет по той причине, что как раз таки при Байдене, при его вице-президентстве были подписаны и первые Минские соглашения, и вторые Минские соглашения, и Нормандский формат заседал. И ни разу ни он, ни Обама не говорили, что они хотят к чему-то там присоединиться. Поэтому, я думаю, ставки Офиса президента на новую администрацию тщетны, как минимум, в этом вопросе, в вопросе Донбасса, и ожидать, что они будут за нас решать наши проблемы, я думаю, это иллюзия, которая развеется буквально в первое полугодие 2021 года».
Политолог напоминает, что при президенте США Дональде Трампе появился специальный представитель Государственного департамента США по вопросам Украины. Им стал Курт Волкер. Он участвовал в консультациях по урегулированию ситуации на востоке Украины с 2017 года. В сентябре 2019-го Курт Волкер подал в отставку в связи с вероятной причастностью к политическому скандалу, связанному с давлением Трампа на президента Украины Зеленского с целью получить компромат на Джо Байдена. Как видим, в задачи Курта Волкера могло входить не только способствование восстановлению территориальной целостности Украины.
«Я уверен, что даже нового Курта Волкера Байден не назначит, – говорит Кирилл Молчанов. – Это был финт Трампа. Просто будет какой-то чиновник в Госдепе, далеко не уровня Виктории Нуланд, который будет условно заниматься украинским вопросом. Так что, скорей всего, все ожидания Зеленского будут разбиты и вообще сохранится более-менее преемственная позиция американского истеблишмента о том, что сильно влезать в эти вопросы они уже не будут».
Украинские эксперты не ожидают, что в 2021 году Украиной будет достигнут прогресс в урегулировании ситуации на Донбассе. Конфликт переходит в стадию заморозки, а предпосылок для встречи в Нормандском формате на высшем уровне не предвидится.
«Украина по-прежнему на периферии политики США»
Существует прогноз, что влияние США на Украину не будет столь сильным как раньше, но оно может перейти к другим крупным геополитическим игрокам.
«Того влияния США, на которое рассчитывают, не будет, – говорит Руслан Бизяев. – Образуется определенный вакуум, и этот вакуум будет пытаться кто-то заполнить. Кто-то из ключевых геополитических игроков. Недаром мы наблюдаем активность Эммануэля Макрона по нашему направлению. Все-таки Макрон, де-факто, это президент Евросоюза. Судя по тому, что происходит, в случае инаугурации Джо Байдена европейские элиты все-таки постараются сохранить Макрона в 2022 году на посту президента Франции, хотя сделать это будет крайне тяжело. Потому что команда Джо Байдена планирует перенести политический центр Европы из Франции в Германию.
Политолог Денис Гаевский считает, что Украину ожидает изменение в целом системы отношений с западом.
«Планируется уход Меркель в Германии и приход Байдена, – говорит эксперт. – Для Байдена тема Украины довольно-таки токсична. Будет усиливаться влияние Великобритании и Турции на внешнюю политику Украины и в целом на военно-политические вопросы в контексте Украины. В целом влияние, конечно, будет сохраняться, но удельный вес влияния именно США на Украину будет сокращаться в силу того, что будет увеличиваться влияние Великобритании и Турции. Плюс в Америке масса своих проблем. Это и поляризация общества, и раскол элит, поэтому Украина будет по-прежнему на периферии внешней политики США, но при этом отдельные экономические интересы американских финансово-политических групп будут сохраняться на украинском направлении. Это и продолжение импорта американской продукции, которую можно производить и в Украине, как мы видели при Порошенко и уголь, и локомотивы и так далее. Плюс газовая история с “Бурисмой”. Это все в общем-то долгоиграющее и будет аукиваться в обозримом будущем».