Экстренное заседание министров иностранных дел Лиги арабских государств (ЛАГ) 9 декабря нынешнего года в Каире ознаменовалось подписанием поистине исторического коммюнике. Главы внешнеполитических ведомств, по меньшей мере, 10 стран высказались за введение в отношении США международных санкций. Кроме того, президент Соединенных Штатов может попасть в так называемый «список персон нон грата» на территории от Турции до Индонезии. Причиной этих мер послужило желание Дональда Трампа официально признать Иерусалим столицей Израиля. Пресловутое желание уже вызвало не только массовые столкновения в Палестинской автономии, но и протесты в самой Америке. По мнению большинства аналитиков, американский лидер допустил «роковую ошибку», которая наверняка еще аукнется Белому Дому.
Справедливости ради следует отметить, что идею окончательного «переезда» государственных институтов из Тель-Авива в Иерусалим Трамп активно пропагандировал в ходе своей предвыборной кампании в прошлом году. Президент-миллиардер постарался поддержать своего главного союзника на Ближнем Востоке – Израиль, а посему выполнил свое обещание. Но вот ведь в чем дело: еще одним союзником Вашингтона в регионе является Саудовская Аравия (СА), которая, как показала практика, оказалась не готова к такому развитию ситуации. «В определенной степени Эр-Рияд продемонстрировал американским партнерам свое несогласие с позицией относительно Иерусалима, — сказал в комментарии ГолосUA арабский политолог Хасан аль-Дами. – Абсолютное большинство жителей Королевства выступили против упомянутой инициативы. Возможно, именно поэтому руководство СА временно отложило переговоры с США относительно совместной антитеррористической операции в Йемене».
Общую картину усугубила Турция. Как заявил турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, Америка, призывая перенести израильскую столицу в очередной раз «демонстрирует апломб». «Американцы хотят показать, что являются единственной сверхдержавой и имеют полное право диктовать миру некие условия, — отметил турецкий лидер. – Но это мнение Трампа ошибочно. Президенту Америки стоит помнить, что на Ближнем Востоке есть и другие государства, способные изменить региональную картину, а в мире в целом – государства, способные изменить геополитический вектор того же Вашингтона».
Что именно Эрдоган подразумевает под столь довольно расплывчатой формулировкой, Анкара не поясняет. Впрочем, этого и не нужно. По некоторым данным, Турецкая Республика рассматривает вопрос о выходе из Североатлантического альянса и создания собственного военного блока, куда, помимо прочих, войдут Исламская Республика Иран, Ливан и Сирия, а также Катар и часть Ливии. «Для США это будет означать потерю стратегических интересов, — подчеркивает европейский политический обозреватель Кнут Берг. – Но настоящий «удар в спину» команде Трампа явно нанесет Египет».
Почему? Ответ прост. Бывший министр иностранных дел Египетской арабской республики, а ныне Генеральный секретарь ЛАГ Ахмед Абуль Гейт официально заявил, что решение Трампа поддержать нововведения в системе израильского политической структуры «обрекло на осуждение и самого американского лидера, и Америку». «Мы уже не можем гарантировать порядок на палестинских территориях», — констатировал Гейт, и эти слова отнюдь нельзя расценивать, как простое замечание. Как стало известно накануне, в целом ряде районов Палестины произошли массовые столкновения исламистских боевиков с израильским спецназом. Сообщается о нескольких жертвах. «Даже капля крови, пролитая в таких столкновениях, будет на совести Трампа», — говорится в заявлении ЛАГ.
По сути, это правда. 6 декабря американский лидер официально признал Иерусалим столицей Израильского государства и распорядился перенести посольство США именно в Иерусалим. Напомним, в настоящее время административная столица Израиля находится в Тель-Авиве, я рад израильских ведомств – в Иерусалиме. «Роковая ошибка Трампа заключается в том, что он практически «благословил» переезд большей части госструктур Израиля в святой для каждой из основных религиозных конфессий город, — сказал Х. аль-Дами. – Эти шаги спровоцируют потенциальных экстремистов на создание новой террористической организации, которая сможет превзойти по своей деятельности «Исламское государство Ирака и Леванты».
Сейчас же Эр-Рияд и Эль-Кувейт рассматривают возможность прекращения экспорта в США качественной нефти, а Джакарта планирует свернуть военные контракты с Пентагоном в Юго-Восточной Азии. Это чревато для Вашингтона миллиардными убытками, причем не только финансовыми.