В конце июля Европейский суд и суд Дюссельдорфа дали добро на использование «Газпромом» до 90% мощности газопровода OPAL. За ограничение российского монополиста в доступе к трубе ратовала Польша, видя в маршруте угрозу энергетической безопасности страны. С польской стороной солидарен Киев, ведь увеличение возможностей РФ на уровне OPAL несет «транзитные» потери для Украины.
В конце июля Европейский суд, а затем и Высший земельный суд Дюссельдорфа не увидели оснований для сохранения ограничений в отношении российского «Газпрома» по газопроводу OPAL, который, напомним, является наземным продолжением «Северного потока» и имеет пропускную способность в 36 млрд кубометров газа в год.
Таким образом, европейская фемида на 8 месяцев раньше сняла обеспечительные меры на использование «Газпромом» мощностей газопровода Opal, которые были введены до марта 2018 года в связи с иском польской энергетической компании PGNiG.
В суде польская сторона говорила о подрыве безопасности поставок газа и необратимом ущербе от дозагрузки «Северного потока» в контексте действующих с РФ контрактов со сроками до 2020 года (транзита газа по маршруту «Ямал – Европа») и 2022 года (договор о поставках с PGNiG). Однако суды доказательства Польши посчитали неубедительными и теперь дополнительные мощности Opal отойдут в использование «Газпрома». В итоге россияне получат 90% пропускной способности газопровода и увеличат экспорт газа по этому маршруту до 14,6 млрд кубометров в год.
Надо сказать, что о доле участия «Газпрома» в OPAL спорят с 2009 года, ведь ситуация не согласуется с т.н. Третьим энергопакетом. Согласно принципам, зафиксированным в документе, 50 % газопровода OPAL должны использоваться третьими сторонами. Но в РФ не могут на это пойти, утверждая, что «Газпром» является единственным поставщиком газопровода «Северный Поток», наполняющего в свою очередь OPAL. В этом вопросе РФ пользуется поддержкой Германии, ведь она, как крупный потребитель российского газа (в первом полугодии она импортировала из РФ 26,5 млрд кубометров), еще может дополнительные финансовые выгоды благодаря хабам на ее территории.
Но в октябре 2016 года Еврокомиссия (ЕК) постановила до 2033 года исключить из Третьего энергопакета OPAL и увеличить квоты «Газпрома» в газопроводе.
Тогда Польша отреагировала на решение ЕК иском. Солидарную с Польшей позицию выразила и Украина, присоединившись в марте к польским коллегам в суде. А затем к делу примкнули Литва и Латвия. Ранее из-за действий Польши были заблокированы аукционы на мощности газопровода OPAL, но вот Европейский суд и суд Дюссельдорфа досрочно сняли запрет на доступ «Газпрома» к OPAL и октябрьское решение ЕК опять в силе.
«Оцениваю решение суда Германии как ожидаемое и неудивительное. Поскольку раз там никакого другого газа нет, кроме российского, то очень странно было бы ограничивать консорциум, управляющий «Северным потоком», в доступе к мощностям OPAL», — комментирует эксперт топливного рынка, директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
Как подсчитали в НАК «Нафтогаз», из-за увеличения «Газпромом» прокачки газа по OPAL Украина потеряет до 20% транзита российского газа, а в денежном выражении ежегодные потери составят около 425 млн долларов.
«90% доступ «Газпрома» к газопроводу Opal приведет к сокращению объема газа, который направляется по территории Украины в ЕС, и увеличению прокачки по «Северному потоку». То есть, транзит газа в Украине сократится примерно на 15-18 миллиардов кубометров. В процентах это 15-20%. Согласно финансовому плану «Нафтогаза», Украина должна была получить 60 млрд гривен от транзита российского газа. Если исходить из имеющихся данных, то государство в итоге недополучит около 10 млрд гривен», — поясняет эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.
Но OPAL это только часть проблемы, говорят эксперты, комментируя политику РФ, направленную на снижение зависимости от государств-транзитеров как Польша и Украина путем строительства новой обходной газотранспортной инфраструктуры.
«Существует политическая целесообразность Украине поддерживать Польшу, страны Прибалтики. Любой трубопровод, который не проходит через территорию Украины, является угрозой ее транзитным мощностям. В энергетической стратегии РФ была поставлена задача с 2019 года отказаться от услуг стран-транзитеров. В Беларуси проблему закрыли путем приватизации трубы «Газпромом». С Украиной вопрос будет решен после 2019 года (заканчивается действие контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом» – Авт.), поскольку «Газпром» неоднократно заявлял о существенном сокращении транзита. А с Польшей удастся урегулировать ситуацию, если получиться построить вторую ветку «Северного потока»», — говорит Г. Рябцев.
Эксперт подчеркнул, что сейчас для Украины очень важно думать о том, что будет с нашей газотранспортной системой и доходами после 2019 года.
«О чем должна переживать Украина сегодня, так это о том, что будет с ее ГТС через пару лет и как жить без ежегодного дохода в размере 2 млрд долларов от транзита. Для Украины намного опаснее любые южные маршруты — остановленный «Южный поток», «Турецкий поток». Потому, что именно через Украину идет самый короткий маршрут транспортировки российского газа в страны Южной Европы – Италию, Испанию. «Турецкий поток» в Италию не могут продлить. Поэтому у нас остается маленькая надежда, что в транзите через территорию Украины будут заинтересованы, в частности, итальянские компании. Вполне возможно, что кто-то из итальянских трейдеров решит вложиться в управление украинской ГТС, чтобы продолжить транзит через территорию Украины», — предположил Г. Рябцев.
Напомним, транзитные поставки российского газа через Украину в Европу в первом полугодии выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21%, до 45,7 млрд кубометров. В компании «Магистральные газопроводы Украины» ожидают, что по итогам текущего года получится транспортировать для ЕС до 90 млрд кубометров российского газа.