Денис Лаптев
09:40 01/02/2016

Российский менеджмент ПАО «Украгаздобыча» пытается «освоить» стратегический китайский кредит на 3,656 млрд долларов США

Не так давно в СМИ появилась новость о том, что ПАО «Укргаздобыча» собирается закупить на тендерной основе 20 новых буровых установок и 11 установок капремонта скважин за кредитные средства, в рамках финансирования Государственного банка развития КНР. Об этом заявил глава ПАО "Укргаздобыча" Олег Прохоренко. Он так же отметил, что ожидает поставку оборудования в конце 2016 — начале 2017 годов. 


По мнению экспертов, такие декларативные сообщения со стороны первого лица государственной компании, выглядят как дешевый пиар и полной профанацией, которая может только навредить развитию экономического сотрудничества с потенциальными партнерами.

В данной непростой ситуации вероятней всего просматриваются желания определенного круга заинтересованных лиц пересмотреть ранее достигнутые протокольные договоренности с китайскими партнерами и изменить утвержденные программы финансирования, на свои инвестиционные проекты.

Такие действия безусловно создают предпосылки для ухудшения инвестиционного климата энергетического сектора страны.

Как ранее сообщалось в СМИ, уже несколько месяцев в государственной компании, на которую приходится около 70% всего добываемого в Украине газа, работает группа лиц, связанная с российскими бизнес-структурами, а с высокой долей вероятности и со спецслужбами РФ.

За несколько месяцев работы в ПАО «Укргаздобыча» все эти менеджеры – в большей степени выходцы и «Роснефти» уже сумели под видом борьбы с коррупцией отжать несколько сотен миллионов гривен у поставщиков товаров и услуг исключительно за счет их рентабельности, а так же провести нужные тендерные закупки у так называемых «своих» поставщиков, разыгрывая спектакли о открытости и доступности для всех участников рынка товаров и услуг.

При этом, как известно из достоверных инсайдерских источников все крупные тендерные закупки были предварительно согласованы и расписаны под конкретные компании.

По некоторым эпизодам, правоохранительными органами уже возбуждены уголовные дела и  ведется следствие.

Еще одним «значимым» результатом работы этой команды за 2015 год стало резкое падение объемов добычи газа, которое составило более 550 млн. куб. м.

Соответственно, такие действия менеджеров государственной компании, наводят на мысль крупные производственные корпорации, компании и кредитно-финансовые учреждения о целесообразности сотрудничества в данном периоде с ПАО «Укргаздобыча».

Видимо, с учетом достижения таких «высоких результатов» деятельности руководство НАК «Нефтегаз Украина» в конце декабря прошлого года приняло решение о беспрецедентном повышении заработной платы руководству ПАО «Укргаздобыча».

Необходимо подчеркнуть, что ежемесячная зарплата Прохоренко как руководителя компании государственного сектора экономики составляет   955 320 грн., со всеми надбавками и премиями, а его первого зама – Романюка 859 788 грн.!!! Кроме этого, акционер, то есть НАК «Нефтегаз Украина» по результатам года имеет право выплачивать годовую премию за их непосильный вклад в развитие отрасли.

Но, вернемся к основное теме.

В конце 2012 году НАК «Нефтегаз Украины» подписал кредитное соглашение с Государственным банком развития КНР на сумму 3 млрд. 656 млн. долларов США под государственные гарантии. Соглашение предусматривало возможность открытия для Украины специальной кредитной линии исключительно для реализации инфраструктурных проектов замещения потребления природного газа украинским углем.

Реализация утвержденных проектов должна была начаться еще в 2014 году и предусматривала замещение более 4 млрд. куб. м импортного газа украинским углем, созданием около 2 тыс. новых рабочих мест и обеспечения гарантированной стабильной работой около 10 тыс. шахтеров.  

В феврале 2015 ввиду разных обстоятельств НАК «Нефтегаз Украины» провел переговоры с китайскими партнерами о смене целевого назначения кредита. Киев обратился к Пекину с просьбой изменить перечень ранее согласованных проектов, а также расширить возможности использования выделяемого Китаем кредита в размере 3,656 млрд. долларов США на проекты в нефтегазовой сфере.

При этом, ни кого не интересует, что государственные гарантии предоставлялись исключительно для реализации проектов газификации угля, а не на закупку технологического оборудования, в том числе для ПАО «Укргаздобыча».

Интересным так же является то, что аналогичные заявления в контексте необходимости изменения программ финансирования делались и руководителем дочерней компании НАК «Нефтегаз Украины» — ГП «Углесинтгаз Украины» Андреем Супруном.

Руководитель предприятия созданного специально для реализации проектов газификации угля в рамках китайского кредита сразу после своего назначения начал делать все возможное для затягивания и срыва реализации кредитного соглашения, а так же убеждать общественность о возможности использования кредита в иных несогласованных с Государственным банком развития КНР целях.

Особенно интересно, что руководитель ПАО «Укргаздобыча» изначально не обращал внимание на сигналы своего коллеги из ГП «Углесинтгаз Украины» о возможности «освоить» китайский кредит через  закупку технологического оборудования до того момента как отец Андрея Супруна – Григорий Супрун естественно по чистой случайности стал директором по вопросам безопасности ПАО «Укргаздобыча». И только после этого тема по закупкам оборудования за китайский кредит резко начала набирать обороты.

            В данном контексте событий отдельно стоит вопрос о законности и необходимости увеличения уставного капитала ГП «Углесинтгаз Украины» на 82 млн. грн. с целью осуществления подготовки надуманных бумажных проектов для закупки технологического оборудования. 

Нужно понимать, что такие действия и полная профессиональная непригодность Прохоренко, его команды, а так же других вышеуказанных «реформаторов» играет на руку российским структурам, которым энергетически независимая Украина крайне невыгодна.

Вывод напрашивается сам. Возможная цель участия менеджеров «Укргаздобычи» в попытках освоения китайского кредита – это скрытая отсрочка и блокировка стратегически важного для Украины кредита.

На украинской-китайской торгово-экономической комиссии, которая состоялась в конце сентября 2015 года в Пекине, китайская сторона объяснила, что изменения проектов, которые не касаются замещения углем импортного газа, невозможна в рамках действующей кредитной сделки.

Такая позиция подтверждалась и ранее, что доступно изложено в письме Министерства энергетики и угольной промышленности Украины.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2016-02/01/MBUWNqB1P6oHb9w0/image/1.jpg" />

decoding="async" alt="" src="/images/items/2016-02/01/MBUWNqB1P6oHb9w0/image/2.jpg" />

Если в ближайшее время, такие деятели как Прохоренко и прочие младореформаторы газовой отрасли не будут отстранены от управления стратегически важным предприятиям страны, Украина имеет достаточно высокий шанс потеряет критически важный для нее кредит.

О таких негативных тенденциях, уже сегодня стоит серьезно задуматься.

Читайте также по теме