В России объявлена беспощадная война водителям-пьяницам. Самые «кровожадные» борцы предлагают пожизненно сажать шоферов-алкоголиков за решетку. Так или иначе, законодательство в части вождения авто в нетрезвом виде однозначно будет ужесточено: за это уже высказались и Кремль в лице президента Путина, и Белый дом в лице главы правительства Медведева.
НЕЛЬЗЯ. НО ЕСЛИ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ…
Нынче сообщения с российских автодорог напоминают военные сводки: страшные аварии на них происходят чуть ли не ежедневно. При этом все чаще виновниками ДТП являются пьяные водители. Количество жертв таких аварий неуклонно растет. Так, если в 2011 году по вине нетрезвых водителей в России погибли 2103 человека, то только за 8 месяцев 2012-го – уже 2300 человек.
Российское общество уже свыклось с тем, что жертвы нетрезвых водителей – неизбежность. Однако трагедия, произошедшая 22 сентября в Москве, потрясла всех. Средь бела дня пьяный электромонтер Александр Максимов на своей «Toyota Crown» на скорости под 200 км/час влетел на автобусную остановку и задавил насмерть семерых человек. Пятеро из них — дети-сироты, возвращавшиеся с творческого конкурса в интернат… Вскоре выяснилось, что прежде этого неадекватного водителя не раз задерживали за управление автомобилем в нетрезвом виде, штрафовали – и отпускали. Теперь же за фактически убийство семи человек ему грозит максимум 9 лет лишения свободы. Мало! – считает большинство россиян — от бабушек у подъезда до президента и главы правительства. Ужесточение наказания за пьянство за рулем в России теперь «дело техники» и вопрос времени.
С пьяницами за рулем в России боролись и прежде. Предыдущий всплеск такой борьбы пришелся на 2010 год, когда в то время президент Дмитрий Медведев ввел так называемый «сухой закон» для российских водителей. И вызвал бурю негодования среди любителей кваса, кефира и различных лекарственных препаратов. Дело в том, что если прежде российское законодательство допускало наличие в крови водителя 0,3 промилле алкоголя, то теперь он должен быть «чист как стеклышко». Если нет, то он считается нетрезвым.
Ныне российскому водителю за езду в нетрезвом состоянии грозит максимум лишение прав на срок от полутора до двух лет. За повторную «пьянку» его оштрафуют на 5000 рублей (примерно 1250 гривен – «ГолосUA») и лишат прав уже на три года. Если же его поймают нетрезвым, когда он лишен прав, то ему грозит административный арест на 15 суток. Что касается уголовного наказания, то для этого нетрезвому водителю надо совершить ДТП с человеческими жертвами. При этом, по статье 264 Уголовного кодекса РФ, максимальный срок наказания составляет 9 лет лишения свободы – в том случае, если погибли двое или более человек.
ПЬЯНЫЙ ЗА РУЛЕМ — ТЕРРОРИСТ
Субботняя трагедия в Москве «поставила на уши» различные структуры российской власти. ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения – аналог украинской ГАИ) начала тотальный рейд «Нетрезвый водитель»: инспектора массово останавливают водителей и проводят тестирование на алкоголь. Только в первые сутки и только в Москве за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии были задержаны 247 человек. На следующий день – уже вдвое меньше.
Свое мнение о происходящем высказали Кремль и Белый дом.
— За некоторые вещи нужно просто карать. К сожалению, по-другому не получается. Если этого не делать, то такие трагедии будут происходить повсеместно, — так прокомментировал трагедию в Москве президент Владимир Путин. — Мы начали считать, что вообще дозволено все. Обратили внимание, вот этот преступник, убийца на самом деле, он в разговоре с дознавателями сказал: «Я делаю всегда все, что хочу». Вот эти границы свободы и ответственности перед обществом просто размыты целиком.
За усиление ответственности пьяных водителей высказался и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
— Наверное, следует подумать о том, чтобы сделать более жесткой уголовную ответственность за такие преступления. Но дело не только в ответственности. Я думаю, что нам пора еще раз проанализировать все законодательство по ситуации на дорогах, посмотреть на те программы, которые у нас выполняются и реализуются, часть из которых, к сожалению, неэффективная, ну и посмотреть на комплекс мер ответственности, — отметил Медведев.
В Госдуме «намек поняли», и тема ужесточения наказания для пьяниц за рулем стала главной на нынешней неделе в российском парламенте. Уже подготовлены несколько законопроектов, которые обсуждают депутаты.
В частности, депутат Шамсаил Саралиев предложил приравнять пьяных водителей, по чьей вине погибли люди, к террористам и ввести для них пожизненное заключение. С аналогичным предложением выступила и глава комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая, предложившая квалифицировать такие ДТП как умышленное убийство.
— Наши предложения об усилении ответственности за пьяное автомобильное убийство, по защите граждан от наркоманов и пьяниц за рулем будет носить жесткий, комплексный характер, — сказала она. — Пьяные и находящиеся в наркотическом угаре водители, умышленно и осознанно садясь за руль, уже покушаются на жизнь граждан, безразлично относятся к возможным последствиям.
ЛДПР внесла в Госдуму законопроект, предлагающий конфисковывать автомобили у водителей, задержанных за управление автомобилем в нетрезвом виде. И одновременно лишать их прав на срок от полутора до двух лет. За повторное нарушение – снова конфискация и лишение прав на три года. Кстати, либерал-демократы предлагают отбирать авто даже в том случае, если водитель-пьяница управляет им по доверенности.
Законопроект фракции «Единая Россия» предусматривает увеличение штрафа за пьянку за рулем до минимум 100 тысяч рублей (около 25 тысяч гривен – «ГолосUA») – для первого раза. А за повторное нарушение – снова штраф и пожизненное лишение прав. Ряд депутатов также предлагает при повторном задержании лишать нерадивого водителя свободы на срок 1-2 года.
— В своем законопроекте я буду предлагать ввести уголовную ответственность только за сам факт деяния, нахождения за рулем в состоянии алкогольного опьянения, даже если не совершена авария. Задержали в течение года второй раз пьяный — год тюрьмы, — сказал заместитель главы комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков.
Свои предложения высказал и выступивший в Госдуме глава ГИБДД России Виктор Нилов. Он поддержал идею конфискации транспортного средства, а также высказался за ужесточение правил обязательного страхования для пьяных водителей. В частности, за повышение для них страховых коэффициентов.
Каким будет окончательное решение Госдумы РФ – станет известно уже в октябре, депутаты пообещали принять новый закон в кратчайшие сроки.
Вернем права. За вознаграждение
Впрочем, в России есть немало и пессимистов, уверенных, что ужесточение мер наказания для нетрезвых водителей вызовет только усиление коррупции и повышение взяток со стороны правоохранительных органов. Один из них – координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. В частности, он уверен, что депутатам необходимо думать не об ужесточении наказания, а об его неотвратимости. Для этого, считает Шкуматов, необходимо вернуться к практике советских времен, когда законодательно были прописаны три стадии опьянения, и исходя из них определялось наказание.
— У нас сейчас как происходит: человек попадает пьяным, его лишают водительского удостоверения, а он продолжает ездить, откупаясь от гаишников. Поэтому число людей, которые ездят пьяные за рулем, в последнее время постоянно увеличивается. Потому что этим людям, когда у нас ввели ноль промилле, уже нечего терять: он выпил рюмку — и понимает, что хоть он одну рюмку выпьет, хоть пять рюмок, хоть бутылку водки — это будет одно и то же наказание. И он начинает уже пьянствовать по полной программе, — говорит общественник.
С ним солидарен и координатор Ассоциации владельцев автомототранспорта Юрий Шулипа. По его мнению, необходимо менять саму систему, чтобы наказание могли нести все без исключения нарушители.
— При таком уровне коррупции абсолютно абсурдно и не нужно повышать какие-либо санкции. Взятки как были, так и будут, они только вырастут. Нужно искать причины, почему огромное количество людей, которые управляют транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, откупается, а потом совершает такие ДТП. В ГИБДД сейчас отсутствует профилактика правонарушений.
А пока в России продолжает действовать система, по которой ряд юридических фирм, найти которые довольно легко через Интернет и объявления в газетах, занимаются тем, что «полулегально» способствуют возврату прав, изъятых у водителей за различные правонарушения, в том числе и управление авто в нетрезвом состоянии. Стоимость таких услуг колеблется от 60-80 тысяч рублей (около 15 тысяч гривен – «ГолосUA») и выше – в зависимости от обстоятельств, при которых были изъяты права и наличия решения суда. Эти «юристы» предупреждают, что в случае ужесточения законодательства их «услуги» подорожают.