По данным российского отделения Greenpeace, площадь лесных пожаров в Сибири достигла максимума с начала года – сейчас она составляет почти 5,5 миллионов гектаров. Но официальные сводки говорят о 3 миллионах гектаров, что явно умышленно занижено. Показательно и то, что оппозиция привлекает внимание простых россиян к проблеме пожаров особенно активно – как раз на фоне протестов в Москве.
Когда загорелась Сибирь
Сибирь в России горит едва ли не каждый год, и этот не стал исключением. Но резонанс к пожарам добавило скандальное высказывание губернатора Красноярского края Александра Усса – и это стало отправной точкой для нарастания протестных настроений.
«Это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а где-то, возможно, даже и вредно», — заявил чиновник, и это в тот момент, когда в Сибири уже пылали 2 миллиона гектара лесов, а жители близлежащих городов задыхались от дыма.
Кроме того, погодные условия благоволят огню — согласно прогнозам Greenpeace, нынешний год имеет шансы стать самым плохим за всю историю спутниковых наблюдений, которая ведется с 2002 года.
Печальным является и тот факт, что с 2015 года в России спасатели не обязаны тушить каждый пожар в лесах – все зависит от зоны, где этот самый пожар возник. Право не тушить пожары в зонах контроля (там, где за огнем фактически только наблюдают по спутниковым данным, – Авт.) было дано местным властям для того чтобы легализовать уже давно существовавшую практику, когда на слишком отдаленные пожары просто не обращали внимания, и они даже не включались в общую статистику. У экологов есть много претензий к тому, какие именно территории попадают в эту зону контроля. В частности, сейчас они могут находиться неподалеку от населенных пунктов или вырубок.
Но и это не все. Еще одна причина такого масштаба пожаров, по данным РосСМИ, в изменении структуры и недостаточном финансировании авиалесоохраны.
В СССР была единая организация — авиационная охрана лесов, территория страны была поделена на территории, и в пожароопасные периоды над каждой территорией летал самолет несколько раз в день. На борту самолета были парашютисты-пожарники, готовые спрыгнуть для тушения пожара.
В начале 2000-х единую службу авиалесоохраны расформировали и передали регионам. Для многих регионов она оказалась слишком дорогой, и поэтому в некоторых регионах службу авиалесоохраны закрыли, в некоторых сократили число авиабаз и число парашютистов.
Совокупность этих факторов привела к массовому недовольству простых россиян. Хотя есть и объективные причины, почему власти не справляются с такой проблемой – человек попросту не может потушить такой объем горящих лесов. Кроме того, пожар – это естественный процесс.
Некоторые исследователи уверены, что пожары – это в какой-то мере полезно. В 1960-х годах западные ученые обратили особое внимание на экологическую роль пожаров. Чрезмерные усилия контролировать огонь могут приводить к появлению положительной обратной связи. Логика следующая: отсутствие пожаров ведет к накоплению в лесах горючего материала, способного провоцировать массовые неконтролируемые пожары, после них на борьбу с огнем выделяется еще больше ресурсов, в результате с небольшими возгораниями борются еще эффективнее, а это ведет к дальнейшему накоплению в лесах горючего материала.
Но факт остается фактом: лесные пожары в Сибири наносят огромный ущерб экологии всей планеты. Кроме того, наносится вред здоровью людей. И этот момент стоит рассмотреть внимательно.
Тайга горит, — здоровью вредит
Прежде всего, стоит сказать, что пожары нанесли непоправимый вред как тайге, так и всей планете.
«Особенно огромный вред пожары в Сибири нанесли лесной флоре и фауне — уничтожено большое количество растений, реликтовых деревьев, погибли птицы, звери. За месяц в результате пожаров в атмосферу попало 50 мегатонн углекислого газа», — рассказала глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко.
Но и это еще не все: пепел выпадает на снега, что ускоряет таяние и глобальное потепление. Это несет урон всей планете.
«Сибирские леса играют огромную роль в газовом балансе атмосферы и регулировании планетарного климата Земли. Общий баланс для лесов России составил для углекислого газа 1789064,8 тыс. тонн, а для кислорода – 1299019,9 тыс. тонн. Ежегодно в лесах России депонируется 600 млн. тонн углерода. Эти гигантские объемы миграции газов существенно стабилизируют газовый состав и климат планеты. Основные запасы лесов России концентрируются в Сибири и на Дальнем Востоке, а также на Европейском севере. Лесные ресурсы Сибири имеют огромное значение: восстанавливают кислород, сохраняют грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы; кроме того, они — источник разнообразных конструкционных материалов, топлива, грибов, плодов, ягод, орехов и лекарственных растений», — сказала эксперт.
После такого потрясения тайге на восстановление понадобится около 100 лет, уверяют эксперты.
«На длительный период эта экосистема в Сибири вышла из строя. Длительный период в этом регионе будет формироваться определенный микроклимат, изменится ветровой режим. Там огромные выпаленные острова. Длительное время там ничего не будет расти», — подчеркнула ведущий научный сотрудник Института геофизики НАН Украины Светлана Бойченко.
Что касается самочувствия людей, живущих в зоне ЧП, то несмотря на уверения от официальных властей о том, что пожары не повлияют на здоровье, ясно одно: в зоне риска остаются люди, подверженные хроническим заболеваниям верхних дыхательных путей. Врачи говорят, что при длительном вдыхании продуктов горения могут развиться бронхиты, бронхиалиты (воспаление мелких бронхов) и пневмонии. Для пациентов с астмой воздействие аэрополютантов (загрязняющих веществ, – Авт.) является фактором риска обострений и может привести в том числе к летальным исходам.
«Значительный ущерб уже нанесен здоровью тысяч людей (и не только в близких к пожарам населенных пунктов): растет количество людей, которые попадают в больницы с отеками органов дыхания. Однако следствием этой чрезвычайной ситуации является не только значительные экономические и социальные убытки. Лесные пожары превратились в экологическую катастрофу с последствиями для всего мира», — подчеркнула Тимочко.
Путин и тайга
Но не только экология и люди страдают от пожаров в Сибири: эта проблема стала лакмусовой бумагой для российской власти. Оппозиция использует пожары в своих целях, подогревая протестные настроения против действующего президента.
«Оппозиция использует эту тему, чтобы показать, что власть не справляется», — рассказал политолог Владимир Воля.
Кроме того, все больше россиян замечают, что их доходы почти не растут, а расходы – увеличиваются, что приводит к социальному недовольству. Это является благодатной почвой для того, чтобы выходить на митинги против действующей власти даже из-за пожаров.
«Понятно, что даже в развитых странах есть пожары, и не все они могут их погасить – и в Калифорнии, например, тоже есть пожары, там американское правительство тоже не всегда справляется. Но тут другой вопрос: в России до этого проводилась служба сокращения лесничеств. Это как может быть причиной, так и нет, но у общества возникает все больше вопросов, которые накладываются на общее социальное неудовлетворение», — считает политолог Алексей Якубин.
Стоит отметить, что пока в Москве митинговала оппозиция из-за выборов в гордуму, в Новосибирске протестовали из-за пожаров. Акция прошла под эгидой главного российского оппозиционера Алексея Навального, по крайней мере, организацией занимался его штаб.
Вряд ли такое положение дел не замечает российская власть. Стало известно, что власти Красноярского края потратят 10,5 миллионов рублей на проведение социологического исследования об уровне доверия жителей региона губернатору Александру Уссу и президенту Владимиру Путину.
Контракт получила компания SIS Corporation, которая кроме степени доверия к власти должна будет исследовать «уровень социального оптимизма и социального самочувствия населения в разрезе муниципальных образований края». Примечательно, что эта компания напрямую связана с официальной российской властью.
«В России сейчас в принципе пытаются отслеживать уровень доверия к Путину. За последнее время, после той же «пенсионной реформы», уровень доверия к органам власти начал снижаться. Власть эта тема очень сильно беспокоит. За последнее время у граждан России возникает много вопросов по поводу социальной политики, и потому получается, что любое какое-то событие, будь то пожар или митинги, или какие-то происшествия, они часто становятся точкой выражения недовольства», — рассказал Якубин.
Но эксперты также подчеркивают, что сам факт пожаров пока что не влияет на устойчивость российской власти, как, к слову, и митинги в Москве. Скорее, тут сработает другой механизм: в России растет новое поколение, которое не разделяет прежнего пиетета к власти и ее режиму. В свою очередь, власть к этому не готова и пока не знает, как поступать с этой молодежью.
«Дальше российской власти будет сложнее с этим справляться. Пока что мы видим, что увеличивается количество граждан за счет молодежи, которая не является базой поддержки для сегодняшней власти, которая выстроена в России 15 лет назад, и которая пока что довольно успешно управляет страной. Говорить о том, что произойдет какой-то обвал в ближайшие год-два-три не стоит, но лет через 5 новое качество будет проявляться все больше и те протесты, которые мы видим сейчас, то недовольство будет более масштабным и другим. Не катастрофическим для власти, но намного более ощутимым, чем сейчас», — резюмировал Воля.