Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства прогнозирует рост инфляции из-за эмиссии гривны. Почему в развитых странах вливание в экономику триллионов не приводит к инфляции, почему МВФ требует таргетировать инфляцию в ущерб экономическому развитию, а также, какими будут инфляционные показатели к концу года, – разбирался ГолосUA.
Латание дыр или развитие промышленности
«В дальнейшем в течение 2020 года ожидается постепенный рост платежеспособного спроса, что позволит получить (с несущественными колебаниями) сдержанные темпы потребительской инфляции, которые, учитывая комплекс сдерживающих факторов, будут меньше, чем прогнозировалось в начале года. Кроме того, на динамику инфляции также будет влиять усиление роли кредитного канала эмиссии денег, в т. ч. для поддержания бизнеса и внедрения антикризисных мер», — отмечается в документе.
При этом отмечается, что цены также будут расти из-за повышения составляющей себестоимости товара, учитывая понесенные в период карантина убытки и рост цен на мировом рынке.
Также интересным нюансом является то, что недавно спикер ВР допустил кадровые перестановки в экономическом блоке Кабмина.
«Я не думаю, что мы в ближайшее время будем видеть глобальную ротацию в Кабинете министров», — сказал он.
При этом он признал теоретическую возможность того, что произойдут ротации в экономическом блоке.
«Теоретически это возможно. И это может быть инициировано даже одним народным депутатом, а зал будет определяться, поддержать или отклонить это предложение», — добавил он.
Новые заимствования или третьего «не дано»
Можно предположить, что заявление Минэкономики об эмиссии и Разумкова о ротациях в экономическом блоке правительства не связаны между собой. Это действительно возможно в случае, если в ведомстве говорят об использовании эмиссионной гривны на залатывание дыр в бюджете. Здесь возникает интересная дилемма перед западными кредиторами: с одной стороны, для них «важен» сбалансированный украинский бюджет, а с другой – чтобы гривну, как инвестиционный ресурс, промышленность не получала. Иными словами, в меморандумах с МВФ прописан пункт о неповышении денежной массы. Здесь все понятно – наша промышленность простаивает, и мы закупаем их импорт. Но вот, в отличие от этой ситуации, вопрос о сбалансированности бюджета (якобы кредиторам крайне важно, чтобы нам было откуда возвращать им денежные бумажки) широко популяризирован.
Возникает вопрос, что для «западного партнера» важнее – сбалансированный бюджет или отсутствие эмиссии? Ведь если Минэкономики говорит о том, что эмиссия вызовет инфляцию, то она явно не будет направлена на «поддержание бизнеса». Скорее, на «антикризисные меры», то есть залатывание «дыр в бюджете и карманах».
Таким образом получится, что «сбалансированный бюджет» будет означать для украинцев то, что все соцнадбавки с лихвой съест инфляция. Именно по этой причине и вопрос – если экономический блок правительства менять не будут, и их действия будут соответствовать их заявлениям, то проест ли потенциальные соцповышения инфляция, или же их просто не будет. К сожалению, без работающей промышленности третьего не дано.
Так вот, что касается промышленности. Норматив показателя монетизации экономики составляет около 100%. У нас – 30%. В Китае, Японии, США, ЕС он значительно превышает показатели нормы. Например, в США избыточную ликвидность стерилизуют на финансовых рынках, В Китае – за счет крайне высоких показателей экспорта. Перед Украиной подобные вопросы не стоят – нам бы до нормы дотянуть. Но если даже на секунду представить, что у нас нет жестких запретов со стороны «западных партнеров», то перед властью возникают два варианта на пути поднятия собственной экономики. Причем оба не совсем популярные. Первый: повышать монетизацию экономики до нормы без всяких ограничений, не обращая внимания ни на коррупцию, ни на восприятие в обществе. В таком случае получаем инфляцию, ведь в таком случае гривна в полном объеме может и не дойти до национального производителя. Второй вариант – ограничение валютообменных операций. Решение крайне непопулярное, ведь общество, да и тем более власть имущие, крайне не любит, когда им что-то «ограничивают». Но в таком случае не пострадают кошельки граждан, и при этом сможет, наконец, подняться национальный производитель. К сожалению, пока не видно, чтобы власти выбирали между этими двумя пунктами. Пока есть только выбор между двумя требованиями МВФ – сбалансированный бюджет или запрет на повышение денежной массы. Судя по всему, дело сведется просто к новым заимствованиям на проедание. Что будет означать практически нулевые показатели роста соцвыплат на уровне растущей инфляции.
Кто получает деньги
«Сейчас НБУ вливает деньги в коммерческие банки, и они покупают ОВГЗ на аукционах Минфина. То есть фактически Нацбанк обходит запрет на первичную покупку долговых обязательств правительства, и, соответственно, эмиссия происходит. Другой очень важный вопрос – кто получатель этих денег. Сейчас, условно говоря, реципиентами являются финансовые кредиторы. Бизнес и население денег не получают», — заявил экономист Алексей Кущ.
Проблема нашего бюджета в неумении финансировать расходы, подчеркнул экономист.
«У нас десятки программ не финансируются, в том числе и в рамках фонда регионального развития. Та «кладбическая» стабильность, которая сейчас обеспечивается, уничтожает экономику. Курс в госбюджете на 2021 год будет 29,1 гривны за доллар – это технический показатель, который закладывается для урегулирования расходов и доходов. Считаю, что у нардепов не возникнет конфликтов в вопросе закладываемого курса на следующий год в госбюджете», — отметил он.
Что касается того, что, допустим, государство выделило бы деньги на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, то эмиссия, которая используется для инвестирования, не то, что не привела бы к инфляции, а, наоборот, – к укреплению денежной национальной единицы, говорит экономист Всеволод Степанюк.
«Поскольку при открытии новых производств появляются товары и новые поступления той же валюты и так далее», — заявил экономист.
По такому пути шли ЕС, США, Южная Корея, Китай, Япония, подчеркивает В. Степанюк.
Запрещенный путь
«В Украине запрещен к использованию эмиссионный путь развития экономики. То есть мы, подписав эти меморандумы и соглашения с МВФ и ЕС, фактически являемся колонией. От нашего правительства уже, по сути, состояние дел во внутренней политике не зависит, поскольку у него есть куча запретов», — отметил он.
В Украине инфляция в большей мере зависит не от количества гривны в экономике, а от внешних факторов, считает эксперт.
«Количество денег у нас практически в два раза ниже, чем в нормальных развитых странах. То есть денежной массы к ВВП», — заявил экономист.
У нас можно стимулировать экономику достаточно серьезно, и это напрямую не должно вызвать инфляцию, поскольку бедные люди не будут тратить деньги на товары роскоши, подчеркивает В. Степанюк.
«Инфляция еще зависит того, куда пойдут эмитированные деньги. Действительно, когда деньги идут в банковскую систему, а потом идет выкуп ОВГЗ и потом через бюджет эти деньги распределяются на то же потребление, то это может вызвать инфляцию. Хотя опять же у нас очень незначительные объемы (гривны. – Ред.) для того, чтобы таким образом как-то можно было повлиять на рынок. То есть заявления Минэкономики носят политический характер. Любая эмиссия, которая идет конкретно на стимулирование экономики (реального сектора), не вызывает инфляцию. А эмиссия, которая идет на покрытие бюджетных дыр и на увеличение потребления без увеличения производства, вызывает инфляцию. Фактически, делая такие заявления, Минэкономики признает, что эмиссионными деньгами они будут просто закрывать бюджетные провалы», — отметил он.
Насчет эмиссии. Даже если они и будут проводить какие-то целевые вливания, то у НБУ в рамках его таргетирования инфляции есть очень много механизмов, как «связать» на корсчетах банков излишнюю денежную массу, считает экономист Олег Пендзин.
«Например, он может ввести повышенные нормативы резервирования, и деньги тогда осядут после первого же оборота на корсчетах банков. А затем банки вкладывают эти деньги в гособлигации, поскольку больше вкладывать некуда. Таким образом, замкнутый круг – деньги вернулись в государство, и оно стало еще больше должно внутреннему рынку. Вот такая примитивная схема борьбы с инфляцией», — заявил экономист.
Главная проблема экономики состоит в том, что она не кредитуется, поскольку нет надежного заемщика, подчеркивает О. Пендзин.
«Если в прогнозе указывается, что у вас ВВП увеличится на 4-5%, то под него надо выпустить необходимую денежную массу. Другое дело, если ВВП падает, а эмиссия закладывается под его рост, то тогда инфляционные ожидания возрастают», — отметил он.