Украину ожидает отопительный сезон с невероятно высокими тарифами. Уже сейчас речь идет о росте тарифов на тепло и горячую воду на 30-75 % в разных городах страны. Государство показывает свою несостоятельность в этой сфере. Оно пытается что-то предпринять, но эти шаги слабы и неэффективны. Эксперты обращают внимание, что реальное госрегулирование начинается со снижения тарифов в несколько раз, но об этом речи даже не идет.
Причины роста
До отопительного сезона еще минимум три месяца, а в Украине уже обсуждают рост тарифов на тепло и горячую воду, который вскоре ожидает население страны.
«Уже на сегодня подняли стоимость собственных услуг теплокоммунэнерго в Черновцах. Рост стоимости поставки тепла и горячей воды 75 %, – рассказывает глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко. – Киев уже огласил повышение услуг КП “Киевтеплоэнерго”, которые будут больше, чем предыдущие, на 40 %. Также есть информация напрямую от теплокоммунэнерго: Полтава – 36 % роста, Кременчуг – 53 %, Одесса – ожидается 56 % роста услуг, Тернополь – 70 % роста стоимости горячей воды и отопления, город Староконстантинов – около 60 %. Нас будет ожидать рост стоимости услуг на уровне 40, 50, 60 %».
Эксперт отмечает, что такой стремительный рост тарифов, например, в Черновцах связан с искусственным сдерживанием стоимости тепловой энергии в городе. В это же время происходил рост зарплат, были расходы на модернизацию оборудования, капитальные и текущие ремонты, росла стоимость газа.
«Все это привело к тому, что черновчане будут платить больше 50 гривен на квадратный метр», – говорит Олег Попенко.
На то, что отопление зимой здорово подорожает влияет много факторов. Большинство предприятий теплокоммунэнерго убыточны. От них требуют стопроцентную предоплату при покупке газа. А цена самого газа постоянно растет. Стоимость услуг тепловиков утверждена по одной цене, а поставка идет, когда он уже дороже. К тому же цена на газ в Украине привязана к ценам на хабе в Нидерландах TTF при том, что Украина добывает собственный газ. Населению он недоступен по себестоимости, а именно это и могло бы сразу позволить снизить тарифы на тепло.
Например, 1 июля цена газа с поставкой на хабе TTF составила $431 (11,8 тысяч гривен) за тысячу кубометров. За последний месяц эта цена выросла на 31 %, а с начала года на 80 %. 2 июля, по данным «Украинской энергетической биржи», стоимость природного газа на TTF составила уже 16,6 тысяч гривен за тысячу кубометров, что стало абсолютным рекордом за всю историю. Несколько дней спустя газ торговался на TTF по $464 (12,7 тысяч гривен) за тысячу кубометров. Такие скачки не предвещают ничего хорошего для населения в отопительный сезон.
«Цены на газ в Украине были искусственно привязаны к спотовым котировкам на одном из европейских газовых хабов, – объясняет эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев. – На этих хабах присутствуют чистые трейдеры, которые зарабатывают на росте и падении котировок, реализуя не физический газ как таковой, а виртуальный, если хотите. Они просто перепродают контракты. Таких трейдеров все больше и больше. Объемы этих операций в разы превышают объемы проданного газа. Это большие объемы торгов, не подкрепленные физическим ресурсом. Из-за спекулятивных устремлений таких трейдеров мы имеем очень высокую ценовую амплитуду и аномально большой рост стоимости газа на европейских хабах, что не имеет никакого отношения к реальному соотношению спроса и предложения на газовом рынке Европы. К этим котировкам были привязаны внутренние цены на газ в Украине. Без учета стоимости газа внутренней добычи, без учета наличия или отсутствия газа в подземных газовых хранилищах, без учета реальной покупательной способности украинского населения, украинских промышленников, тех же ТКЭ».
Скачок тарифов и протесты граждан по всем регионам страны не на шутку напугали правительство в начале года. В отопительном сезоне 2020/21 оно вынуждено было ввести ограничение цены на газ в 6,99 гривен за кубометр. Также в феврале был подписан меморандум между Кабмином, НКРЭКУ, НАК «Нафтогаз Украины» и мэрами городов, что до конца отопительного сезона тарифы расти не будут, а теплоснабжающие предприятия будут гарантированно получать газ и получат отсрочку оплаты за него с компенсацией разницы в ценах.
«Чиновники акцентировали на том, – рассказывает Геннадий Рябцев, – что достаточно двух недель, чтобы решить все проблемы, будут согласованы механизмы, которые позволят нормально войти в отопительный сезон благодаря тому, что будет установлен специальный механизм определения стоимости природного газа, который используется для генерации тепловой энергии и подогрева воды. Кроме определенной цены, которая должна была отличаться от цены для промышленности природного газа, должны были заработать определенные условия реструктуризации задолженности, ее погашения, предоставления льготных кредитов, чтобы поддержать коммунальные предприятия, отмена предоплаты, которая неподъемна для теплокоммунэнерго. Все эти обещания длятся который месяц и каждый раз, когда премьер-министра спрашивают о том, сколько времени необходимо, чтобы согласовать механизмы между ТКЭ и “Нафтогазом”, он традиционно отвечает: еще две недели. То есть меморандум, который был подписан, не стоит и бумаги, на котором его напечатали».
«За это невозможно платить»
Глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак считает, что на ситуацию с ростом тарифов влияет отсутствие баланса в энергетической системе страны.
«Энергетическая система Украины разбалансирована и по производству энергоресурсов, и по распределению энергоресурсов, и по системе ценообразования и тарифообразования. Она разбалансирована и по системе конкурентных условий, которых на самом деле на энергетическом рынке Украины нет. Энергетическая система Украины глубоко монопольна. Любой монополист, государственный или частный, всегда снимает с рынка пенку, то есть максимальную цену, которую может получать потребитель – как бытовой, так и промышленный», – говорит экономист.
На этом фоне, замедляется рост доходов граждан. Согласно данным Госстата, в первом квартале 2021 года они выросли лишь на 1 %. Годом ранее этот рост составил 5,8 %. Расходы продолжают превышать доходы: население тратит сбережения. Еще в январе министр социальной политики Марина Лазебная призналась, что на субсидии не хватает еще 10 миллиардов гривен, и общий бюджет на эту помощь должен составлять не 36,6 миллиардов гривен, а 45. Это заявление прозвучало уже в первый месяц выполнения госбюджета-2021. Задержки выплаты монетизированных субсидий, а также недавняя верификация субсидиантов, очевидно, сократят их количество получателей помощи. На этом фоне и в ожидании роста тарифов предсказать реакцию граждан сложно.
«Украинский потребитель уже не выдерживает этих цен и тарифов, поэтому украинский потребитель выходит на улицы, перекрывает автодороги. Я думаю, что скоро подобное начнется и среди предпринимателей, которые также будут выходить на улицы по причине неадекватных цен на энергоресурсы, – прогнозирует Андрей Новак. – Граждане вынуждены будут больше тратить на оплату жилищно-коммунальных услуг и соответственно меньше на покупку других товаров и услуг. В очередной раз украинцам придется менять структуру своего потребления, обеднять ее, делать свою потребительскую корзину с каждым разом все беднее и беднее в пользу все больших расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг».
«За это невозможно платить, нет таких денег, – говорит экономический эксперт Юрий Гаврилечко. – Наконец-то даже Госстат признал, что ЖКХ украинцам обходится почти в 20 % от их дохода. 10 лет назад это было 7 %. Единственное, на чем украинцы могут экономить, это на еде, но до определенного момента. Больше экономить не на чем. Украинцы практически не тратят деньги на образование, отдых, здравоохранение, о культуре, наверное, вообще можно забыть».
Большинство экспертов склоняется к прогнозу, что в условиях резкого роста тарифов население перестанет платить за коммуналку. Это также ничего хорошего для сферы ЖКХ не принесет. Когда в системе нет ресурса, тем более финансового, она перестает работать. Это значит, что качество услуги будет либо падать, она будет подаваться не вовремя, либо вообще ее поставка будет прекращаться.
«Каждый год ситуация в отопительном сезоне хуже, чем в предыдущем, – говорит Юрий Гаврилечко. – Следующий отопительный сезон ничем не будет отличаться от предыдущего. Только тем, что с каждой следующей итерацией количество аварий увеличивается, возможности реагирования на них уменьшаются, потому что нехватка денег в конце концов выливается в нехватку оборудования, нехватку специалистов, в нехватку ресурсов для ремонта. Ситуация со снижением температуры зимой в квартирах, с искусственным, но вполне понимаемым дефицитом горячей воды, с долгим ремонтом – все это будет. Постепенно города приходят в ситуацию, когда отказываются от центрального отопления, потому что любую систему нужно качественно и грамотно эксплуатировать. Если этого нет, система разрушается. Она не может не разрушаться. Напомню, что любой другой способ отопления в городе, нежели централизованное, в конечном итоге обходится дороже, потому что, как известно, оптом всегда дешевле, чем в розницу. В Украине сейчас пытаются доказать, что самостоятельное отопление лучше, чем централизованное. Нет, на самом деле хуже и опасней, причем очень опасно тем, что на это дома не рассчитаны. Если будет разная температура в разных квартирах, то через время дом пойдет трещинами».
Директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко называет уровень подорожание тепловой энергии страшной цифрой, которая поставит жителей домов с централизованным отоплением в очень сложную ситуацию.
«Они не могут отключиться от отопления, – говорит эксперт. – Это поставит в сложную ситуацию частный сектор, но они хотя бы имеют какой-то маневр, могут перекрыть часть батареи. Как-то сманипулировать, а вот жители больших городов – это ужасно. С другой стороны, правительство может ввести механизм ПСО – возложение специальных обязательств и предоставить более низкую цену для теплокоммунэнерго, но тогда нужна компенсация. Если они будут продавать газ по 9-10 гривен, а его стоимость 14-15, то эту сумму нужно откуда-то взять. И это большая проблема».
«Госрегулирование должно начинаться со снижения цен и тарифов в несколько раз, – говорит Юрий Гаврилечко. – Конкуренция возникает тогда, когда у тебя нет другого выхода, кроме как повышать качество услуг и снижать издержки».