Практически каждый покупатель попадал в ситуацию, когда кассир супермаркета, глядя на вас невинными глазами, заявляет: «Товар подорожал, а ценник еще не поменяли. Будете брать?». Многие, оказываясь в этой ловушке, идут на поводу продавцов-мошенников и берут внезапно «подорожавшие» но так нужные продукты или хозтовары. А владельцам торговых сетей только этого и надо — с миру, как говорится, по нитке.
В Украине зафиксирована вторая по величине инфляция в мире, вперед в пугающем рейтинге наша страна пропустила лишь Венесуэлу. Эксперты считают, что уровень годовой инфляции не удастся удержать на уровне 30-35%. «Инфляция в Украине на данный момент носит затухающий характер, хотя совершенно понятно, что затухание не очень заметно. Мы, скорее всего, впишемся в 50%, но даже, если получим инфляцию в 45-48% — это очень большая величина», — отметил экономист Андрей Блинов.
При относительной курсовой стабильности, стоимость продуктов и промтоваров неуклонно «ползет» вверх, как температура у гриппозного больного. Сегодня один товар, завтра другой на 5-7% повышаются в цене. И причины «гриппа» — не всегда экономические. Оказывается, феномен имеет довольно прозаическое объяснение: жажда наживы владельцев сетей, легко удовлетворяемая за наш с вами счет при полном попустительстве государства.
Правительство активно способствует «пиратству» владельцев супермаркетов. Каким образом? Все проще простого: еще в начале текущего года, в связи с сокращением госаппарата, Кабмином была начала процедура ликвидации Госкомиссии по контролю за ценами. «Комиссия была насквозь коррумпирована. Ее сотрудники рассказывали: если производитель хотел получить справку о том, что не повышает максимально наценку — «цена вопроса» составляла от нескольких тысяч долларов до 5% стоимости продукции. А сама максимальная наценка — 15%! Но пока у Комиссии сохранился большой фонд заработной платы, около 16 млн грн. на год. Правда, на все остальное денег нет, даже на бумагу для офиса. И сотрудники бездельничают, ведь Комиссия в состоянии ликвидации», — рассказал ГолосUA директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.
При этом, по его словам, госорганов, которые имели бы право мониторить торговые сети на предмет завышения максимальной наценки, сейчас в Украине нет. «И полномочий проверять нет, чем владельцы сетей и пользуются. В функции Антимонопольного комитета такой контроль не входит. Нужно создавать новый орган по контролю за ценами. Но никто этим не хочет заниматься», — подчеркнул Дорошенко.
Полная безнаказанность разжигает непомерные аппетиты бизнесменов. Несколько месяцев назад Антимонопольный комитет оштрафовал ряд крупных торговых сетей за картельный сговор по завышению цен на товары. Эксперты прогнозировали, что штраф, в лучшем случае, заплатят крупные мировые сети, работающие на украинском рынке, а отечественные бизнесмены благополучно уйдут от ответственности. Все так и случилось. «Никто не заплатил. Решение было вынесено в 20-х числах апреля, было время, чтобы рассмотреть его, определен срок оспаривания. На это пошли, в основном, крупные иностранные торговые сети. А ряд сетей вообще ушел от ответственности. Штраф был наложен на предприятия, владельцы их быстро переоформили, вывели все активы, и, таким образом, ушли от ответственности — взять с них стало нечего. Слава Богу, сети уже перестали подстраиваться друг под друга. Когда корабль тонет, каждый спасается по отдельности. А раньше реально каждый день «переписывали» цены друг у друга, решали между собой, насколько вырастут ценники. Как рассказал мне сотрудник одной из торговых сетей, владельцы договаривались об этом за кофе, бильярдом, в гольфклубе. Но сейчас этот механизм развалился», — сообщил директор Ассоциации поставщиков торговых сетей.
Однако, невзирая на сверхприбыли, продавцы, с подачи руководства, прибегают к низким уловкам, чтобы дополнительно «облапошивать» покупателей. К таким видам мошенничества относится размещение заниженных ценников, а также их отсутствие. Расчет на то, что покупатель в спешке схватит нужный товар, а на кассе уже придется выложить за него «кровные».
«Я еще не встречал ситуации, когда бы на ценнике была более высокая цена, например 12 грн, а товар стоит 10 грн. Обычно все наоборот. Торговые сети зарабатывают на том, что обманывают людей — случай, достаточно распространенный в настоящее время. При обнаружении такой «ошибки» кассир обязан пробить товар по цене, указанной на ценнике.
Если покупатель обнаруживает разницу, можно вызвать старшего продавца торгового зала, администратора и предъявить ему заявленную стоимость. Не знаю случая, когда после этого товар не продавался бы по ценнику. У меня некоторые знакомые, в том числе директора больших компаний, всегда так поступают, даже если разница в цене составляет две гривны. Ну не любят люди, когда их обманывают! Однако не все способны защитить свои права. А ведь процент дохода магазинов от неправильных ценников — не такой уж и маленький», — рассказал А. Дорошенко.
Поэтому можно с грустью констатировать: несмотря на курсовое затишье, оснований для стабильности цен в Украине все же нет. Ведь владельцам торговых сетей очень сложно хоть немного умерить свои аппетиты, да и власть «развязала им руки»…