В самое ближайшее время Россия намерена существенно усилить свое гуманитарное влияние за рубежом, и в первую очередь, на пространстве СНГ. Такова официальная позиция Кремля. Одна из основных точек приложения новой российской национальной политики – Украина.
«Мягкая сила»
«Русские идут!» — эта американская фраза-страшилка времен «холодной войны» снова актуальна. Москва, выступающая за создание глобального «Русского мира», в последнее время устами лидеров государства озвучила планы всерьез усилить свое влияние за рубежом. Об этом в своих программных статьях, опубликованных в российских СМИ и посвященных, среди прочего, внешней политике и формированию Единого Евро-Азиатского экономического пространства, заявлял президент России Владимир Путин. Теперь свою позицию высказал глава российского правительства Дмитрий Медведев.
— Укрепление позиций нашей страны в мире, продвижение национальных интересов гуманитарными средствами — это один из важнейших приоритетов государства. Сегодня гуманитарное измерение выходит на передний план международной жизни. Влияние государства во многом зависит от способности продвигать свои национальные, культурные ценности, язык и экспортировать их. По сути, речь идет об особом ресурсе международного лидерства, которое прямо связано с человеческим потенциалом. Эти инструменты зачастую оказываются более значимыми, чем другие, и приобретают особое значение. По данным экспертов, именно страны с сильными брендами так называемой мягкой силы привлекают большую долю прямых зарубежных инвестиций, технологий, — отметил российский премьер-министр.
В качестве примера прикладного значения имиджа страны, имеющего конкретную стоимость, Медведев привел строительство газопровода «Северный поток», по которому российский газ направляется в Западную Европу, минуя Украину: «даже такой знаковый проект как «Северный поток», например, тормозился только потому, что его настороженно воспринимала общественность тех или иных государств».
Впрочем, агрессивная гуманитарная политика за рубежом не является российским «ноу-хау». Этим «грешат» сразу несколько государств, претендующих на серьезное мировое влияние и действующих через различные специализированные агентства и институты. Британский Совет, американское USAID, немецкий Гете-Институт, французский Альянс Франсез и ряд других организаций работают во многих странах мира. Лекции, программы обучения, грантовые программы, стажировки, проведение выставок, языковые курсы, культурные обмены, обучение специалистов в различных сферах – таков неполный перечень их деятельности. Глобальная же задача – формирование на определенных территориях зон влияния своих государств. В международной практике этот процесс получил название «мягкая сила».
Подобными вещами занимался и СССР, который действовал через так называемые «общества дружбы», чьи представительства открывались по всему миру. Но к середине 90-х годов прошлого столетия Россия – преемница Советского Союза – значительно утратила свои позиции за рубежом. Теперь Москва намерена эти потери восполнить. Четыре года назад своим указом тогда президент России Дмитрий Медведев создал Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (сокращенно — Россотрудничество). В обязанности этой структуре вменено содействие интеграционным процессам на пространстве СНГ, поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, продвижение русского языка и культуры, развитие гуманитарного и научного сотрудничества. А если говорить проще – реклама России за рубежом, формирование ее позитивного имиджа и привлечение как можно большего числа сторонников.
Москва перешла в наступление
В Москве признают, что в политике «мягкой силы» пока уступают основным конкурентам. В частности, Британский Совет имеет офисы в 215 городах 110 стран мира, в его штате насчитывается 7 тысяч сотрудников. Институт Гете присутствует в 90 странах, имеет около 130 собственных представительств, его штат — 3,5 тыс. человек. Активную политику влияния начал вести Китай — через Институты Конфуция. В настоящее время их насчитывается уже порядка 850, а к 2015 году Пекин намерен открыть 1,5 тысячи таких представительств по всему миру. Россотрудничество пока представлено в 76-ти странах, а к 2020 году намерено охватить около 100 государств. В агентстве сетуют, что конкуренты России даже в странах СНГ пока проявляют большую активность, чем Россотрудничество.
— То есть мы имеем ситуацию, когда даже на приоритетном для России направлении активность наших конкурентов в разы выше, чем наша, — говорит глава Россотрудничества Константин Косачев. — Именно с этим была связана принципиально поставленная Владимиром Путиным задача в его статье «Россия и меняющийся мир», опубликованной в феврале этого года. В статье говорилось, что Россия должна увеличить свое культурное и образовательное присутствие в мире в разы, а там где говорят на русском языке — на порядок, то есть минимум в десять раз.
Одно из основных направлений работы на постсоветском пространстве, которое задекларировал Кремль, — поддержка и развитие русского языка, а также тесная работа с населением.
— Многие соотечественники за рубежом искренне и глубоко любят свою историческую Родину, хотят поддерживать с ней связь, готовы в меру сил помогать России, и этот настрой должен находить отклик и поддержку с нашей стороны, — заявил глава правительства России Дмитрий Медведев. — Россотрудничество уделяет большое внимание распространению русского языка, число курсов русского языка растет, и число слушателей растет. Но их по-прежнему не так много, как нам бы хотелось. Не достаточно обеспечивать предложения, нужно способствовать увеличению спроса и занимать более наступательную позицию и, конечно, действовать так, как мы должны в этой ситуации действовать, понимая, что интерес к русскому языку в мире по-прежнему очень высок.
Кроме того, Россия намерена вдвое увеличить квоты на бюджетное обучение и на стипендии для иностранных студентов, приезжающих на обучение в высшие учебные заведения. Отбор абитуриентов предложено возложить на представительства Россотрудничества. — Имея разветвленную сеть представительств за рубежом, Россотрудничеству вполне, по-моему, с руки заниматься таким подбором и рекомендовать перспективных, грамотных студентов для обучения в Российской Федерации, — считает министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. — Мы ежегодно предоставляем 10 тысяч государственных стипендий для иностранцев. Я предлагаю удвоить эту цифру и рассмотреть возможность предоставления до 20 тысяч стипендий ежегодно, особо выделив квоты для соотечественников, для абитуриентов из дружественных стран, прежде всего, государств СНГ.
«Украинский фронт»
Украина в новых планах Кремля занимает особое место. «Наша задача – восстановление общего гуманитарного пространства», — заявил глава Россотрудничества Константин Косачев. Сегодня в Украине действуют три представительства российского федерального агентства – в Киеве, Одессе и Симферополе. В ближайшее время их количество предполагается удвоить. Ожидается открытие офисов еще в трех городах – Львове, Харькове и Днепропетровске. Сейчас вопросы об открытии представительств согласовываются с украинскими властями.
— Мы находимся в постоянном контакте с украинскими властями. Если это произойдет, будем считать это неким дополнительным сигналом с их стороны, подтверждающим серьезность намерений и готовность работать, — сказал Косачев.
Чиновник настроен оптимистично. Говорит, что хотя при работе с нынешней украинской властью Россотрудничество постоянно сталкивается с различными проблемами, наиболее тяжелый период работы агентства в Украине позади.
— Пик проблем пришелся на период предыдущего руководства Украины. При президентстве Ющенко настрой и отношение к нам были исключительно негативными. Сейчас ситуация значительно выправилась. Но говорить о том, что проблемы благополучно решены, совершенно не приходится.
Естественно, в Россотрудничестве положительно восприняли принятие Верховной Радой закона «Об основах государственной языковой политики». Там считают, что этот документ положительно повлияет на положение и развитие русского языка в Украине. И приветствуют решение ряда областных и городских властей о придании русскому статуса регионального языка.
— Мы рады, что русский язык в ряде областей Украины получил статус регионального, потому что это будет иметь соответствующие практические последствия, — сказал Косачев. — Я понимаю, что не везде эти решения подкреплены должным финансированием. Этот вопрос предстоит решать украинским властям, но его необходимо решать надо, и деньги на это находить обязательно надо, на наш взгляд.
В то же время чиновник пообещал, что хотя Москва и заинтересована в развитии и поднятии статуса русского языка в Украине, на Киев «давить» в этом вопросе не собирается.
— Мы не должны ни в коем случае забывать, что определение статуса языков на Украине — это суверенное право народа Украины, — заявил глава Россотрудничества. Мы здесь являемся сочувствующими и заинтересованными наблюдателями. У нас есть своя позиция, и мы не скрываем того, что, с нашей точки зрения, статус русского языка на Украине до сих пор неоправданно занижен. И его необходимо максимально поднимать. Останется ли принятый закон единственным шагом, или за ним последуют еще решения – решать народу Украины.
В Россотрудничестве не исключают, что агентство может реализовать ряд проектов в поддержку русского языка в тех украинских областях и городах, где он признан региональным. Но пока решили занять выжидательную позицию. А тем временем подготовили подарки для русскоязычных школ Украины – наборы из 16-ти книг с классическими произведениями русских писателей. Всего подготовлено более тысячи таких комплектов, которые отправлены во все школы с русским языком обучения во всех регионах Украины.