Рынок услуг в Украине сокращается: украинцы учатся обходиться без посторонней помощи

По данным Госслужбы статистики, в 2014 году реализация услуг в Украине значительно упала. Учитывая обесценивание гривны,  массовое снижение уровня  потребительских настроений, с большей долей вероятности можно предположить , что цифровые показатели за целый год особо не обнадежат. Пообщавшись со многими представителями рынка предоставляемых населению услуг, Голос UA зафиксировал тревожные и ожидаемые тенденции. О них далее – в обзоре.

Тенденция 1 — меньше и дешевле есть

По словам директора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, в Украине до недавних пор  насчитывалось около 22 тысяч заведений общественного питания разного ценового сегмента.

 «Считалось, что самый тяжелый кризис для этой сферы произошел в 2009 году, когда закрылась тысяча заведений, но в 2014 году могу спрогнозировать закрытие около 3 тысяч, не считая Крыма. В частности, в Киеве с января  рынок покинуло 120 заведений», — рассказала она.

Эксперт подчеркнула, что виток очередного кризиса в сфере общепита зафиксирован с начала года, и уже в марте началась первая волна повышения цен. Клиентов, конечно, за это время поубавилось.

«В среднем цены поднялись до 30 %.  Сокращение посещаемости же в целом составляет те же 30%. Из них в ресторанах премиум сегмента – до 50% , в нижнем же и среднем ценовом сегменте — от 20 до 40% . Все заведения высокого уровня потеряли клиентов.  Большинство  ресторанов, кафе, которые остались работать на данный момент на рынке, смогут пережить кризис, но, безусловно, будут и далее повышать цены», — спрогнозировала О.Насонова.

Она пояснила, что прибыль ресторанов упала практически вдвое, так как подорожали продукты питания, коммунальные услуги и аренда. Главный метод, который теперь применяют гастрономические заведения разного формата, чтобы привлечь и удержать посетителей — серьезные ценовые акции, ведь клиенты не готовы «сорить деньгами» и попросту меньше едят.

««Запас торговой наценки в ресторанах — 200-300%, потому даже если предлагают серьезные скидки на позиции меню,  им все равно это выгодно. Все рестораторы сходятся во мнении, что сейчас их спасают только ценовые акции, а никак не кулинарные. Хорошо работает скидка на блюда, к примеру, в определенные часы, дополнительные «комплименты» — напиток или десерт в подарок к основному заказу, второе блюдо в подарок или с уценкой в 50%. При этом средний чек сократился за счет того, что  уменьшился объем заказов на одного человека. Люди попросту стали  меньше есть. При этом почти во всех заведениях клиенты  выбирают более дешевые блюда», — отметила собеседница ГолосUA.

Она также подчеркнула, что из всех украинских гастрономических заведений не менее 15 тысяч – из разряда дешевых и лишь около 400 – высокого уровня, которые, как правило, базируются в крупных мегаполисах.

О.Насонова также добавила, что легче «держаться на плаву» сейчас сетевым заведениям, у которых есть возможность более эффективно распоряжаться кадровым ресурсом и влиять на поставщиков продуктов.

«Не стоит забывать, что как только гривна «падает», поставщики через одну-две недели поднимают цены на продукты», — констатировала эксперт.

При этом услугами кулинарии  в супермаркетах также пользуются меньше.

«Люди будут пытаться покупать дешевле. В то же время в средний ценовой сегмент переходит часть подорожавших продуктов из нижнего, вследствие чего мы теряем в качестве. Те же процессы происходят и с одеждой – из Украины уходят бренды среднего ценового сегмента» , — отметила в свою очередь глава аналитического департамента консалтинговой группы Мария Колесник.

Тенденция 2 – самостоятельно чистить старые вещи

В химчистках и центрах бытовых услуг, рассчитанных на клиентов с достатком не выше среднего, которые посетил ГолосUA, фиксируется отток клиентов даже в сезон для приведения в порядок верхней одежды.

«Люди стараются почистить вещи, привести их в порядок дома самостоятельно. Стараются выводить пятна, тем самым иногда портя изделия. 20% клиентов, обращающихся в химчистки, это те, кто просят исправить их неудачу. Что касается услуги ежедневной уборки, число желающих также сократилось. Люди или убирают сами, или ищут по объявлениям неквалифицированный персонал, который готов работать за более дешевую оплату», — прокомментировала ситуацию маркетолог Ирина, представляющая сеть химчисток, открывшихся в 2009 году и предлагающих, в том числе, клиннинг.  

Выяснилось, что около 80% химчисток и центров бытовых услуг, в частности, в Киеве, подвысили цены.

«Пользуемся импортными препаратами для чистки, стирки. Все покупаем в Германии за евро, потому цены уже поднялись  процентов на 20%. Но устраиваем специальные акции скидок, привлекаем клиентов», — рассказала администратор еще одной сети химчисток Наталья Лукьянова.

В ряде химчисток цены поднялись, казалось бы, ненамного – на  3-5 гривен, но на все услуги.

«Если вся семья, к примеру, сдает рубашки в стирку и глажку несколько раз в неделю, набегает определенная ощутимая сумма», — отметила маркетолог Ирина.

При этом она подтвердила, что в случае очередных колебаний доллара и евро, цены будут расти и дальше.

По ее словам, многие украинцы сейчас хотят узнать, как правильно хранить вещи и обувь, чтобы они надольше сохранялись и не приходилось покупать новые.

«У нас есть специалист по гардеробу, который может научить и дать советы клиенту, как правильно ухаживать, в частности, за верхней одеждой и и обувью, но его советы обойдутся клиенту в более чем 1000 гривен. Так что это услуга для более обеспеченных людей», — отметила маркетолог.

Тенденция 3 – забыть про такси

Как проинформировал ГолосUA председатель профсоюза таксистов Украины Василий Попик, с декабря 2013 года рынок такси сократился на 30, а в ряде городов – на 50 процентов.

«Пользование услугой такси – это индикатор наличия денег в обществе. Как только их нет, люди в большинстве своем пересаживаются на общественный транспорт. Остается только ждать, когда ситуация стабилизируется, а пока попросту выживать. Большинство таксистов в Украине сейчас «проедают» свою машину, то есть, не в состоянии вкладывать в ремонт, а могут  только купить на заработанные деньги продукты», — подчеркнул он.

В.Попик добавил, что во всем  мире экономический обоснованный тариф такси, когда стоимость километрового проезда равняется литру топлива.

«У нас же это стоит от 3 до 7 гривен за километр. Повышение цен на такси прямо пропорционально повышению цены на бензин, но мы на данный момент не может руководствоваться этим принципом, так как вообще потеряем клиента. Таксисты массово переходят на «газ», будут работать больше,  чем можно, чтобы заработать какую-то «копейку», — констатировал он.

В свою очередь глава правления Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк отметил, что если бензин подорожает еще вдвое, то и такси может подорожать ровно в столько же раз.

«Сложно давать какие-либо прогнозы. За сентябрь цены выросли на 10 %, еще процентов на 5 точно вырастут в ноябре по причине «сезонного» удорожания, а далее – под Новый год», -сказал он.

По мнению эксперта, кризис расправится, прежде всего, с самыми дешевыми службами такси

«Их не будет, хотя таких «однодневных» служб такси в Украине насчитывалось очень много. Именно за их счет количество служб такси в столице с пятидесяти в 2008 году увеличилось до четырехсот в 2013-м. Их клиенты, конечно, пересядут в общественный транспорт», — уверен он.

А.Антонюк также  подчеркнул, что в Украине работает около 200 тысяч автомобилей такси, но легально – с лицензиями, таксометрами – лишь 10%.

«В Киеве же услугу такси предоставляет  20 тысяч автомобилей, из них в правовом поле работает лишь 5%. Остальные – это представители  «теневого рынка», не платящие налоги и не несущие никакой ответственности перед пассажиром», — сказал он.

Тенденция 4 – стричься за 30 гривен или не стричься вообще

Управляющая спа-студией возле станции метро «Дарница» в Киеве Лилия Калужина отметила, что новых клиентов у них сейчас всего 30%.

«Вообще же упадок фиксируется более всего в парикмахерских залах. Люди решили, что можно ходить лохматыми», — посетовала она.

При этом эксперт в сфере красоты негативно оценила качество услуг, предоставляемых в точках по всему городу, где можно постричься за 30 гривен и в которые ГолосUA наблюдал очередь из посетителей.

«Куда смотрит санстанция? К тому же эти точки создают демпинг, ведь такой цены не может быть на рынке. Работать там будут парикмахеры с небольшим стажем.  Недалеко от нашей студии находится такая будка, так оттуда приходят клиенты, которые просят: «Исправьте то, что с нами сделали”. Поражаюсь людям, которые рискуют обращаться в такие точки,  хотя могу их и понять — живут на зарплату  в 4000 гривен, а стричься то надо», — прокомментировала собеседница ГолосUA.

При этом она проинформировала, что салоны красоты в большинстве подняли цены на 30, а в некоторых случаях – 50%.

Как выяснил ГолосUA, стоимость услуг не подскочила только в случае, если владельцы готовы жертвовать собственной прибылью, либо если имеют непосредственное отношение к поставщикам косметики.

«Я решила, какой смысл поднимать цену, чтобы за месяц студию посетило  4-5 человек? Лучше сейчас переждать время, пока люди тяжело расстаются с деньгами и пожертвовать собственным процентом. Возле моей студии красоты расположен салон, где подняли цены, и парикмахер, который там работал, просила, чтобы за неделю два-три раза подрабатывать у меня, ведь с клиентами у них «не густо», — поведала владелица студии красоты и студии загара Дарина Гугля.

Стоит отметить, что во всех салонах красоты, где побывал ГолосUA, отмечали, прежде всего, падение именно парикмахерских услуг, как минимум на 25%, а также услуги педикюра.

«Могут прийти подстричься, но не покраситься. Сейчас выживаем понемногу, чем-то жертвуем, ведь на расходные материалы на маникюр и парикмахерские услуги поставщики уже подняли цены на 20 %», — отметила директор еще одной студии красоты Леся Комаха.

Конечно, салоны прибегают к акциям и скидкам для посетителей, но зачастую предоставляют их только на первую процедуру.

Тенденция 5 — экономить на здоровье

Финансовые директора и маркетологи частных медицинских центров, которые посетил ГолосUA, пожелав остаться неназванными, сообщили, что многие клиники «стонут» из-за отсутствия пациентов, закрываются, сокращают персонал и зачастую демпингуют. При этом  в ряде лечебных заведений цены повышаются.

«В сентябре стоимость услуг поднялась на 15%.  Работаем с лазерным оборудованием, оно все время совершенствуется, нужно закупать новое. Постоянно проводим акции для привлечения клиентов. В этом месяце предлагаем скидку в 40%. Лазерные процедуры не делают летом, некоторые ждали осени, поэтому отток пациентов может быть ощутим ближе к зиме», — спрогнозировала администратор клиники лазерной косметологии Евгения Чужина

При этом многие врачи подтвердили нам, что пациенты экономят на здоровье и тянут с обращениями за профессиональной помощью до последнего.

«За профилактикой не обращаются. Все приходят, когда есть уже какие-то проблемы. Профилактические процедуры у нас в клинике доступны после скидок, которые предоставляем в районе 70-80%, а по полной стоимости цены, конечно, «немного кусаются», — рассказал, в частности, стоматолог-терапевт сети частных клиник Ярослав Тарасевич

Тенденция 6 — обходиться без спорта

Фитнес-центры премиум –сегмента отказались комментировать ГолосUA снижение посещаемости и повышение цен в их структурах, в то время, как в фитнес-клубах, более досутупных для населения, посещаемость за летний и осенний период снизилась. При этом некоторые из них закрываются.

«Раньше было больше», — отметила администратор Яна сети фитнес-центров при Федерации бодибилдинга Украины, отвечая на вопрос о филиалах спортивных заведений.

По ее словам, постоянно приходится прибегать к ценовым акциям.

«Предлагаем скидки, соревнования с призами, как для постоянных, так и для новых клиентов. Это действенно, все довольны. Мы  всегда смотрим на контингент и  ориентируемся на клиента, в первую очередь. Сейчас нас посещают равноценно и мужчины, и женщины,  но преимущественно от 30 до 45 лет», — рассказала Яна, что свидетельствует о том, что представители остальных возрастных групп в лучшем случае занимаются спортом самостоятельно.

В столичных же бассейнах ГолосUA проинформировали, что обычно одновременно находятся на плавании около 10 человек.

Тенденция 7  — останавливаться в хостелах

По словам эксперта в отельном бизнесе О.Насоновой, отток клиентов в гостиницах на данный момент составляет 50 процентов, в чем безусловно присутствует и доля потерь внутреннего туризма.

«Дорогие отели «загружены» процентов на 20%», — поделилась информацией эксперт.

По ее мнению, в данном случае именно очередной кризис может заставить гостиницы со звездами «взяться за ум».

«Они пустуют, ведь стоимость проживания очень завышена. В европейских столицах можно легко снять в хороших гостиницах одноместный номер за 50-100 евро. Если кризис не перевоспитает украинских отельеров и они не снизят цены, то попросту закроются. Наши дорогие гостиницы  очень «неповоротливы» вследствие того, что их главные офисы находятся в других странах, Сейчас они выживают только за счет выручки из своих ресторанов и конференц-залов, где проходят корпоративные мероприятия и банкеты», — проинформировала О.Насонова.

В то же время она констатировала, что хостелы в Украине и апарт-отели, цены в которых назначаются в гривнах, совершенно не пустуют, но также ощущают падение посещаемости и доходности на 20 %.

«Многие хостелы совершенно не пострадали. Хостелы и «гривневые отели» доступны и для украинцев, и для туристов из стран СНГ, и для иностранцев», — подчеркнула эксперт.

Принимая во внимание насущные проблемы украинского общества, хочется надеется, что политики будут почаще отвечать на вопрос: «Падение жизни украинцев в какой-то момент все же затормозится?», а лучше — эффективно бороться с падением, засучив рукава.

Читайте также по теме