Никита Бегаль
06:00 22/08/2019

Рынок земли: кто выиграет от продажи чернозема

В команде Зеленского дали четко понять: открытию рынка земли быть. Как будут пускать с молотка стратегический национальный ресурс, пока большой вопрос. Эксперты говорят, что от реформы могут пострадать малые и средние фермерства, при этом на коне окажутся инвесторы и латифундисты. 

Заместитель руководителя Офиса Президента (ОП) Алексей Гончарук заявил, что украинская сторона проводит консультации с Всемирным банком для создания «наименее болезненной и наиболее эффективной модели открытия рынка земли».

Кроме того, как сообщает Финансович, представитель ОП очертил сроки принятия соответствующего законодательства.

«В нашей команде есть понимание, что если этого не сделать в этом году, то будет достаточно сложно», — сообщил Гончарук.

«Учитывая, что закон (о рынке земли – прим. Ред.) должен быть принят в этом году, модель должна быть обсуждена с обществом очень быстро», — говорит  советник заместителя председателя ОП Денис Малюська, добавляя, что сам закон может вступить в силу  летом-осенью 2020 года.

Надо сказать, что заявление чиновника прозвучало в преддверии переговоров с МВФ. Эксперты уверены, что обязательство открытия рынка сельскохозяйственной земли окажется в Меморандуме о сотрудничество с МВФ, с которым Украина будет договариваться по новой кредитной программе этой осенью.

Напомним, Верховная Рада VIII созыва продлила мораторий на продажу сельхозземель до 2020 года, отложив тем самым поиск общественно-политического консенсуса по данному вопросу. Но у Рады XIX созыва иная конфигурация.

«Слуга народа» получает в новом парламенте убедительное большинство с правом однопартийной коалиции, отчего механизм принятия решений в новой Раде получит новое качество.

Но снять мораторий на продажу земли — это полбеды, говорят эксперты. Ключевым моментом тут является законодательная работа, в ходе которой потребуется расставить приоритеты. Кроме того, властей ждут дебаты с общественностью, чтобы сохранить баланс интересов всех участников процесса.

«Отмена моратория не родит сама по себе рынок земли сразу же на следующий день после его наступления. Прежде нужно подготовить внушительную законодательную базу для внедрения всех сопутствующих механизмов. Законы, которые будут касаться рынка земли, нужно обсудить с обществом. Так или иначе, закон — это акт, который народ готов исполнять. Конечно, парламент может принять все что угодно, но я не исключаю, что это приведет к протестам. Нужно понимать, что сегодня общественное мнение не поддерживает отмену мораторий. Люди опасаются решения продажи земли, так как тогда она может достаться узкому кругу землевладельцев», — отметил политолог Алексей Якубин.

«Есть разные модели рынка земли. Это общественно важные вопросы, к которым приковано высокое внимание. Рынок земли должен обговариваться аграриями, политиками и обществом — никто «с колена» принимать этот закон не будет. Я не уверен, что до конца года депутаты смогут разработать законодательство. Безусловно, когда есть монолитность в парламенте, то все законы можно принимать очень быстро. Но все же есть сомнения, что это можно сделать настолько быстро», — поясняет экономист Андрей Новак.

Для депутатов ключевыми вопросами должны стать: этапы проведения реформы, доступ к торгам иностранных инвесторов, защита прав мелких и средних хозяйств.

«Также должна существовать институция, которая обеспечит доступ тех, кто хочет приобрести земельный участок на условиях кредитования. Также мы рассчитываем на сотрудничество с Всемирным Банком, чтобы обеспечить финансирование. Госгеокадастр — это один из ключевых игроков на рынке. Мы знаем о неправомерности действий лиц, которые привлечены к оформлению земельных участков. И потому одной из задач следующего правительства станет решение этой проблемы», — отмечает Малюська.

В Украине площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 42 млн гектаров, из которых 10 млн принадлежит государству. Эксперты говорят, что целесообразней начать с продажи государственных паев, а потом разрешить сделки между физическими лицами. Если рынок покажет положительную динамику, то после можно развязать руки юридическим лицам. Но вместе с тем не стоит полностью отказываться от ограничений.

«Ограничения должны касаться зарубежных инвесторов. Они не должны получить право покупки наделов. Ограничение должно быть и в количество гектаров земли, которые можно будет купить, иначе 5-10 олигархов скупят все земли, а украинцы в итоге останутся ни с чем. Ограничения должны быть и в том, что не все 100% сельскохозяйственных земель могут быть проданы. Тогда не будет рисков и страхов, о которых говорят сегодня в обществе. Также нужна информационная кампания, чтобы люди не поступили со своими земельными паями так же, как в свое время произошло с ваучерами во время приватизации в 90-х годах», — говорит Новак.

Эксперты подчитали, после снятия моратория 1 га земли будет стоить в среднем 1,5 тыс. долларов, но это с учетом того, что к торгам не будут допущены зарубежные покупатели. Если же они будут участвовать в сделках, то рынок может показать цену в 3-4 тыс. долларов.

По самым смелым оценкам, запуск рынка земли может ускорить экономику на 3%, при этом сдержанный прогноз допускает рост в 0,5%.

 «Сегодня немного предпосылок для роста стоимости земли. Заинтересованность иностранного капитала в украинских землях невысока. Например, в Латвии стоят нераспаханные земли, которые никто не собирается покупать. Евросоюз сам экспортер аграрной продукции», — считает политический эксперт Денис Гаевский.

 

Читайте также по теме