По состоянию на 6 марта, Верховная Рада Украины рассмотрела 3298 поправок, поданные депутатами к законопроекту о рынке земли, который рассматривается во втором чтении. Какой является связь между открытием рынка земли и условиями МВФ, в частности, о банках, которые будут использовать землю как залоговое имущество, смогут ли все же, в конечном итоге, иностранные кредиторы заполучить украинскую землю и какие для этого есть «лазейки», а также что будет с украинской землей в случае краха пирамиды ОВГЗ, – разбирался ГолосUA.
Земля и МВФ
Работающая в Украине миссия МВФ достигла «заметно существенного прогресса» в переговорах с представителями правительства Украины. Об этом говорится в заявлении постоянного представителя МВФ в Украине Йосты Люгмана.
«Команда специалистов МВФ, которые посетили Киев, достигла заметно существенного прогресса в обсуждении законодательных инициатив, направленных на поддержку роста и обеспечения стабильности», — сказал Люнгман, анонсировав продолжение дискуссий в ближайшие дни.
Эксперты МВФ под руководством главы миссии в Украине Рона ван Родена начали работу в Киеве 20 февраля.
Как немного ранее отмечал представитель МВФ Джерри Райс, диалог с Украиной проходит активно и конструктивно.
Представитель МВФ напомнил, что Украина должна выполнить предварительные условия фонда. Он отметил, что программа направлена на укрепление верховенства права, борьбу с коррупцией, демонополизацию, сокращение влияния государства и олигархов и сохранение взвешенной фискальной политики. Райс также подчеркнул, что власти Украины должны обеспечить независимость Центробанка.
Стоит подчеркнуть, что из всех «предварительных условий» Фонда исправно выполнялись только независимость НБУ и дерегуляция со стороны государства. А на фоне процветания всего остального МВФ нам транши все же выделял. То есть у нас все стабильно.
Но тогда возникает вопрос, почему представитель кредитора не обозначил дату утверждения программы сейчас. То есть, в чем пока неразрешенная ситуация и на чем «подвисла» Рада. Конечно, это вопрос открытия рынка земли. По той причине, что в отличие от нас, их доллары не интересуют – печатный станок исправно работает, и мир ими и так завален. Вопрос в том, в какие активы их «приткнуть».
Да, по вопросу продажи земли иностранцам Президент обещал референдум. И на сейчас уже понятен его исход. По этой причине, уверена, что как минимум в законе о земле попытаются прописать всевозможные спорные лазейки, через которые иностранный капитал все же сможет скупать Украину. А нет, так этот закон смогут и обойти. Есть такая фраза, что закон — это паутина, в которой мелкие мухи застревают, а крупные – прорываются.
Но даже если и это не сработает, то не стоит забывать о наших долгах в размере практически 2 триллионов гривен. При неработающем производстве отдавать их абсолютно нечем, кроме как землей.
Вероятность «банкопада» и земля
«Что касается рекомендаций МВФ в вопросе банков, то речь идет о том, чтобы у собственников не было права возвращать банки, которые по решению судов неправильно были выведены и аннулированы лицензии, а также в отношении компенсации тех потерь, которые получили собственники банков», — отмечает в комментарии корреспонденту ГолосUA народный депутат Сергей Тарута.
Эту инициативу принято называть «антиколомойкой». Да, на ПриватБанк была выделена колоссальная сумма. Но кроме Привата в Украине еще пока что действуют 74 банка. Возникает закономерный вопрос – а стоит ли ждать очередного «банкопада»? И какова судьба банков-банкротов?
«Объясню центральную идею законопроекта о банках-банкротах. Она состоит в том, что если НБУ принимает решение о неплатежеспособности банка, то его в суде нельзя отменить. Оно за собой влечет определенную цепочку юридических следствий, которые назад вернуть нельзя», — заявил в комментарии корреспонденту ГолосUA народный депутат Украины Даниил Гетманцев.
По словам Д. Гетманцева, потому, согласно предложению Кабмина, там есть такая норма.
«А что делать, если это решение не правомочное, то нужно компенсировать убытки собственникам. И эту логику мы поддерживаем. Также право на возвращение коммерческого банка, с одной стороны, и право на компенсацию, с другой, сегодня есть в законодательстве. То есть сегодня мы говорим об ограничении определенных бизнесовых групп на возвращение активов, которых они лишились в связи с теми или иными решениями НБУ», — отметил он.
Кроме этого, согласно данным НБУ, платежеспособные банки Украины за 12 месяцев 2019 года получили 59,6 млрд грн чистой прибыли, что в 2,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (22,3 млрд грн). Доходы банков январь-декабрь 2019 года выросли на 19,5% до 244,4 млрд грн, тогда как расходы — на 1,4% до 184,8 млрд грн. При этом банки вдвое (!) сократили отчисления в резервы (с 23,8 млрд грн до 11,8 млрд грн).
По этим трем причинам (невозможность у экс-собственников вернуть себе банк, невозможность оспорить в суде его ликвидацию и масштабное сокращение банковских резервов) можно допустить, что Украину таки ждет очередной «банкопад». На фоне открытия рынка земли это может нести катастрофические последствия. Ведь банки могут получать себе землю как залоговое имущество. И в случае краха этого самого банка – «земля достанется посредством ФГВФЛ коллекторским компаниям. И, как отмечает эксперт Юрий Гаврилечко в своем блоге на ГолосUA, активы «попавших» банков, в том числе и земля – продаются за 1-5% от стоимости коллекторским компаниям, которые, не приобретая формально право собственности на землю, становятся ее контролерами и на них никакие ограничения «в 10 000 га в одни руки» не распространяются. В итоге, не исключено, что распорядителями земли станут всего пара-тройка компаний, которые могут принадлежать одному собственнику. А что, ограничений-то в законодательстве нет никаких!».
Подчеркну, что среди этих самых «украинских» коллекторов достаточно иностранцев с существенным влиянием.
Крах пирамиды ОВГЗ
«Что касается того, что якобы при крушении пирамиды ОВГЗ долги будут отдавать землей, после запуска соответствующего рынка, то это не соответствует действительности. Государство, конечно же будет гасить свои долги, но только деньгами», — заявил народный депутат Украины Сергей Лабазюк.
Она не может это делать при помощи активов, подчеркнул депутат.
«Но земля может выставляться на аукционы, и там могут быть какие-то доминирующие возможности и права. Все равно это будет продажа. Пусть по каким-то льготным ценам, на каких-то условиях, или передача в долгосрочную аренду на льготных условиях. Такое в нашей стране практиковалось даже при предыдущей власти, когда госбанки выдавали на 10 лет кредит отдельным компаниям под 1% годовых. Абсурд, но такое было. Сегодня, если мы запускаем рынок земли, то появляется возможность включить какие-то дополнительные схемы и инструменты для того, чтобы эта земля перекочевала в собственность так называемых наших кредиторов», — отметил он.
«Лазейки» для иностранцев
«Что касается «лазеек» для иностранцев в вопросе рынка земли, то они смогут это делать через банки (залоги), через подставных лиц», — заявил народный депутат Украины Михаил Волынец.
Сейчас уже, по сути, землей владеют иностранцы, юридические компании, которые под видом заведенных в Украину инвестиций являются латифундистами, говорит нардеп.
«Точно также некоторые наши депутаты и представители правительства», — отметил он.
Что касается возможности у иностранных кредиторов или инвесторов заполучить украинскую землю, то «лазейки» есть в данном законопроекте, подтверждает народный депутат Украины Сергей Тарута.
«Через юридические лица, к примеру», — пояснил он.
У нас также слабо работает институт бенефициарных собственников, добавил С. Тарута.
«По этой причине за украинцами через несколько инструментов возможно спрятать иностранцев», — отметил он.