Новые штаммы коронавируса, опасность вторжения, цены на энергоносители могут оказать влияние на экономику. Однако, по экспертному мнению, гораздо опаснее дисбаланс в сторону торговли и импорта, тормозящий производство. В то время как состояние ста богатейших граждан больше госбюджета страны.
«В этом и заключается главная опасность»
Министерство экономики снизило прогноз роста ВВП Украины на 2022 год с 3,8% до 3,6%. По словам первого вице-премьера, министра экономики Юлии Свириденко, ее министерство ожидало, что ограничения для экономики будут сняты раньше.
«Но обнаружение новых случаев и очередные волны COVID-19 свидетельствуют о том, что предприятиям может понадобиться больше времени, чтобы адаптироваться к новым условиям», – объяснила Свириденко.
В Совете нацбезопасности и обороны (СНБО) сообщают, что новая волна коронавируса, которая будет вызвана штаммом «Омикрон», ожидается в феврале 2022 года. «К большому сожалению, мы не сможем этого избежать. По нашим прогнозам, в феврале, мы можем иметь «Омикрон» у себя в довольно больших объемах», — заявил секретарь СНБО Алексей Данилов.
Пока поступают сообщения о том, что «Омикрон» вызывает более мягкое течение болезни. Но глава Национальной медицинской палаты Украины Сергей Кравченко отмечает: «Насколько опасен новый штамм, на данный момент мы не получили ответ на этот вопрос. Пока не понятно, каким образом формировался новый штамм. Одна из гипотез то, что он был сформирован путем реассортации, то есть благодаря смешиванию генетической информации двух разных вирусов»
По его словам, если подтвердится такая гипотеза, то это довольно опасная тенденция – ведь дальнейшие штаммы COVID-19 будут формироваться путем реассортации, и от «Омикрона» возьмут высокую заразность, а от «Дельты» — тяжелое течение болезни. «Это может привести к нехорошим последствиям. В этом и заключается главная опасность», — рассуждает эксперт.
Ранее в Нацбанке НБУ, заявили, что новый вариант коронавируса может стать тормозом для мировой и украинской экономик. Однако, украинская экономика, отметили в НБУ, имеет большой запас прочности. Гораздо опаснее — эскалация конфликта с Россией. «Одним из последствий этой эскалации мы видим существенный рост цен на газ в Европе, что создает определенные угрозы и для украинской экономики», – отметил заместитель главы НБУ Сергей Николайчук.
Как оказалось, на Украину РФ напасть не сможет. В СНБО подсчитали, что у Москвы нет на это достаточных военных сил. Тем не менее, остается вариант вторжения на Донбасс, который и так считается оккупированной территорией. Министр иностранных дел России Сергей Лавров обещает, что РФ будет защищать «сотни тысяч» россиян на Донбассе.
Пока что политики ЕС подозревают Россию в манипулировании ценами на газ с целью скорейшего запуска газопровода «Северный поток – 2» в обход Украины. Из-за перебоев в поставках, стоимость газа в Европе резко росла. На пике цена превышала 2100 долларов за тысячу кубометров. Но в Европу направляются танкеры со сжиженным газом из США, и это уже повлияло на снижение стоимости газовых фьючерсов на бирже.
Тем не менее, цена остается примерно впятеро выше прошлогодней. А 14 декабря, запасы газа в украинских подземных хранилищах (ПХГ) опустились ниже уровня начала его закачки. 17 декабря в «Нафтогазе» допустили, что компания не сможет удерживать тарифы на газ для граждан на текущем уровне из-за подорожания топлива в Европе. Тарифы для населения, напомним, зафиксированы до конца отопительного сезона.
Теперь сообщается, что Украина получит новую программу от Международного валютного фонда только при условии возвращения к рыночным тарифам на газ для населения. Об этом сообщили в пресс-службе Центра экономической стратегии (ЦЭС) со ссылкой на директора ЦЭС Глеба Вышлинского. Тот заявил: «Мы должны вернуться к переговорам о новой программе с МВФ, потому что эта заканчивается в середине следующего года. Среди наших обязательств прямо прописан возврат к рыночным тарифам на газ».
«10 миллиардеров и 90 мультимиллионеров»
Экономист Александр Гончаров считает, что украинцев «безжалостно и нагло обворовывают» в наибольшем сегменте коррупционного украинского кланового капитализма, а именно в системе ценообразования на энергоресурсы и услуги ЖКХ.
По его мнению, элитарным кланам в уходящем 2021 году «удалось» еще сильнее увеличить социальное расслоение в Украине. «Есть о чем задуматься, друзья, зная также, что в самой бедной сегодня стране Европы состояние 100 самых богатых украинцев росло в разы быстрее, чем ВВП Украины, а личное состояние 10 первых олигархов на 1 ноября 2021 года по версии «Форбс» оценивалось в 25,987 млрд долл, что равно 69,23% доходной части госбюджета страны — это больше, чем 2/3 всех доходов бюджета Украины», — написал Гончаров в соцсети.
Отметим, что журнал «Новое время» совместно с инвестиционной компанией Dragon Capital представили ежегодный рейтинг ТОП-100 самых богатых украинцев, согласно которому капитализация активов ТОП-100 богатейших людей Украины составляет 47,4 млрд. долл. Это самый высокий показатель начиная с 2014 года, а для сравнения: госбюджет на 2021 год принимался из расчета в 37,25 млрд долларов
Восемь бизнесменов из сотни 2021 контролируют едва ли не всю металлургию и химическую промышленность страны. Все они разместились в верхней части «Золотой сотни». Их состояние оценивается инвесткоманией Dragon Capital в 22,2 млрд, долларов, а это почти половина от всего рейтинга. Всего в списке сейчас 10 миллиардеров против прошлогодних восьми, и 90 мультимиллионеров.
Член Совета НБУ Виталий Шапран считает, что постепенное ухудшение ценовой конъюнктуры на мировых рынках Украины. Скорее всего, цены на нефть и другие энергоресурсы в 2022 году продолжат расти, а вот стоимость железорудного сырья и стального проката будет снижаться. «Для Украины такой вероятный сценарий невыгоден, поскольку он будет негативно влиять на торговый баланс», — отмечает он.
Руководитель по экономическим реформам Офиса простых решений и результатов Ярослав Романчук отмечает, что в 2021 году экономика Украины добилась рекордного ВВП в долларах «В первую очередь, речь идет о чрезвычайно благоприятной внешней конъюнктуре на товары традиционного украинского экспорта. За январь — октябрь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт товаров вырос на 37,5%, до 54,5 млрд. долл. при росте импорта на 32,1%, до 57 млрд. долл.» пишет он.
Однако, Романчук отмечает, что: 70% товарного экспорта — это сельскохозяйственное сырье, минеральные продукты и недрагоценные металлы. «К сожалению, найти в экспорте высокотехнологические товары с высокой добавленной стоимостью проблематично», — констатирует он.
Александр Гончаров, в свою очередь приводит пример: при рекордном урожае летом, в конце 2021 года в Украине катастрофически не хватает зерна; цена на хлебобулочные изделия выросла более чем на 15% и продолжит расти. Главной причиной такого дефицита эксперты называют чрезмерный экспорт украинской пшеницы, отмечает он.
Экономист называет «колоссальной проблемой» дисбаланс украинской экономики в сторону торговли и импорта – «когда у тонкого-тонкого слоя топ-чиновников и олигархов есть сверхдоходы, а также в распоряжении огромные кредитные и заемные средства, которые отдавать всем нам — налогоплательщикам, не развивая национальное производство».