Совмещение депутатами работы в парламенте и в Кабмине, по экспертному мнению, ведет к усилению коррупции и безнаказанности власти. Но прошлогоднюю идею, под которой подписались 175 депутатов, реанимируют в верхах.
Консолидированная позиция власти
Спикер Верховной Рады Андрей Парубий выступает за проект совмещения народными депутатами работы в парламенте и в Кабинете министров, отмечая, что соответствующий законопроект уже подготовлен.
«Лично я поддерживаю эту идею: чтобы министр, будучи избранным на работу в Кабинет министров, мог оставаться народным депутатом», — сказал Парубий.
Эта позиция является консолидированной, ведь партия «Народный фронт», к которой принадлежит спикер, подготовила проект конституционной реформы, частью которой должно стать совмещение депутатства с министерской работой.
Об этом еще 28 июня сообщал лидер НФ Арсений Яценюк. Описывая проект, он в частности подчеркнул: «Члены правительства могут быть членами парламента, они представляют партии в правительстве и несут политическую ответственность».
20 ноября об этом проекте напомнил министр внутренних дел Арсен Авааков. По его словам, «Народный фронт» проведет консультации, как с коалицией, так и с представителями других фракций и внесет проект в парламент, когда его будет готово поддержать конституционное большинство. Ведь для внесения изменений в Конституцию необходимо 300 голосов.
Политолог Андрей Золотарев сказал в СМИ, что заявлениями об изменении Конституции НФ « откровенно блефует».
По мнению эксперта, изменение Конституции не является главной целью. Дескать, торги идут о принятии верхушки НФ в будущий список Блока Порошенко в обмен на поддержку его на президентских выборах. В июле конституционную реформу от НФ публично поддержал ставленник Президента Владимир Гройсман. А в октябре за совмещение министерского портфеля с депутатским мандатом выступил глава МИД Павел Климкин, назначенный по квоте Президента.
«Министры должны быть членами парламента. Система, которая действует сейчас, она до конца не отвечает тому, куда мы идем», — заявил он в телеэфире. Об остальных положениях реформы речь не шла.
В Англии совмещают, но там — монархия
Говоря о совмещении работы в парламенте и правительстве, Андрей Парубий подчеркнул, что такая практика существует во многих европейских странах, в частности в Великобритании. Но парламентская система Великобритании (т.н. Вестминстерская система) предполагает двухпалатный парламент и монархию. Верхняя палата, называемая Палатой лордов, не выбирается.
В Великобритании премьер-министр и большая часть членов кабинета министров назначаются из членов нижней палаты парламента — Палаты Общин. Но контролируется всем парламентом, включая лордов. Большую часть лордов составляют пожизненные пэры. Традиционно — графы, маркизы, герцоги, виконты или бароны.
Сегодня часть пэров выдвигается политическими партиями (соответственно квотам в палате Общин). При такой системе принцип разделения властей состоит из трех элементов — двух палат парламента и монарха.
Вестминстерская система характерна для 52 стран, Содружества Наций, в которое входят Великобритания и ее бывшие доминионы, колонии и протектораты.
Однако депутаты могут быть министрами и в ряде стран, которые не входят в Вестминстерскую систему. Эти государства являются федеративными республиками. Например, Австрия и Германия. Принцип разделения властей там реализуется благодаря различным источникам формирования ветвей власти. В частности, президент избирается с участием земельных парламентов (ландтагов) и т.п. А в конституциях таких стран закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Власть без разделения
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей считаются одним из принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Считается, что независимые ветви власти призваны сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов. Это так называемая «система сдержек и противовесов».
В Украине судебная власть представлена судами, исполнительную власть в стране осуществляют: Президент и Кабинет Министров, а законодательную – Верховная Рада.
Примечательно, что Конституция Украины закрепляет принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную в качестве одного из ведущих принципов основ конституционного строя (ст. 6). А ст. 78 Конституции Украины, запрещает совмещать законодательную деятельность с любой другой работой.
Но в 1 апреля 2016 года в Раде был зарегистрирован проект закона «О внесении изменений в статью 78 Конституции Украины относительно создания политических предпосылок для стабильной и эффективной работы Кабинета министров Украины».
В нем предлагалось совмещать представительский мандат с деятельностью на должности премьер-министра Украины, членов Кабинета министров Украины.
Эксперты восприняли проект «в штыки». Так, директор Института стратегических исследований «Новая Украина» Андрей Ермолаев заявил следующее: « Я категорически против таких изменений, так как они нарушают сам принцип разделения власти».
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник говорил, что совмещение руководящих постов в правительстве и парламенте резко повысит уровень коррупции. «Депутаты станут абсолютно безответственными», — отмечал он.
Тем не менее, инициаторами законопроекта выступили народные депутаты из фракции Радикальной партии Олег Ляшко, Андрей Лозовой и другие. Среди авторов числятся депутаты из фракции «Блок Петра Порошенко», Александр Третьяков, Алексей Гончаренко, Александр Бригинец, Нина Южанина, Мустафа Найем, Сергей Лещенко и другие, из фракции «Народный фронт» Андрей Иванчук и другие. Всего авторами числятся 175 депутатов, поставивших свои подписи под инициативой.
Проект получил одобрение комитета по вопросам предотвращения коррупции, но не был рассмотрен профильным комитетом парламента- комитетом правовой политики и правосудия.
А это, по словам Андрея Парубия, единственная причина по которой законопроект пока не вынесен на голосование.