Андрей Кислов
17:00 28/11/2017

С мандатом и портфелем: Украине прочат бесконтрольную власть

Совмещение депутатами работы в парламенте и в Кабмине, по экспертному мнению,  ведет к усилению  коррупции и безнаказанности власти. Но прошлогоднюю идею, под которой подписались 175 депутатов, реанимируют в верхах.

Консолидированная позиция власти

Спикер  Верховной Рады Андрей Парубий выступает за проект совмещения народными депутатами работы в парламенте и в Кабинете министров, отмечая, что соответствующий законопроект уже подготовлен.

«Лично я поддерживаю эту идею: чтобы министр, будучи избранным на работу в Кабинет министров, мог оставаться народным депутатом», —   сказал Парубий.

Эта позиция является консолидированной, ведь партия «Народный фронт», к которой принадлежит спикер, подготовила проект конституционной реформы, частью которой должно стать совмещение депутатства с министерской работой.

Об этом еще 28 июня сообщал лидер НФ Арсений Яценюк. Описывая проект, он в частности подчеркнул: «Члены правительства могут быть членами парламента, они представляют партии в правительстве и несут политическую ответственность».

 20 ноября об этом проекте напомнил министр внутренних дел Арсен Авааков. По его словам, «Народный фронт» проведет консультации, как с коалицией, так и с представителями других фракций и внесет проект в парламент, когда его будет готово поддержать конституционное большинство. Ведь для внесения изменений в Конституцию необходимо 300 голосов.

Политолог Андрей Золотарев  сказал в СМИ, что заявлениями об изменении  Конституции НФ « откровенно блефует».

По мнению эксперта, изменение  Конституции не является главной целью.  Дескать, торги идут о принятии верхушки НФ в будущий список Блока Порошенко в обмен на поддержку его  на президентских выборах. В июле конституционную реформу от  НФ публично поддержал ставленник Президента Владимир Гройсман. А в октябре за совмещение министерского портфеля с депутатским мандатом выступил глава МИД Павел Климкин, назначенный  по квоте Президента.  

«Министры должны быть членами парламента. Система, которая действует сейчас, она до конца не отвечает тому, куда мы идем», — заявил он в телеэфире. Об остальных положениях реформы речь не шла.

В Англии совмещают, но  там — монархия 

 Говоря о совмещении работы в парламенте и правительстве, Андрей Парубий  подчеркнул, что такая практика существует во многих европейских странах, в частности в Великобритании.  Но парламентская система Великобритании (т.н. Вестминстерская система) предполагает двухпалатный парламент и монархию. Верхняя палата, называемая Палатой лордов, не выбирается.

В Великобритании премьер-министр и большая часть членов кабинета министров назначаются  из членов нижней палаты парламента — Палаты  Общин. Но контролируется всем парламентом, включая лордов. Большую часть лордов составляют пожизненные пэры. Традиционно — графы, маркизы, герцоги, виконты или бароны.

Сегодня часть пэров выдвигается политическими партиями (соответственно квотам в палате Общин).   При такой системе принцип разделения властей состоит из трех элементов — двух палат парламента  и монарха.

Вестминстерская система характерна для 52 стран, Содружества Наций, в которое входят Великобритания и ее бывшие доминионы, колонии и протектораты.

Однако депутаты могут быть министрами и в ряде стран, которые не входят в Вестминстерскую систему. Эти государства являются федеративными республиками.  Например, Австрия и Германия. Принцип разделения властей там реализуется благодаря различным источникам формирования ветвей власти.  В частности, президент избирается с участием  земельных парламентов (ландтагов) и т.п. А в конституциях таких стран  закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

 Власть без разделения

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей  считаются одним из принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Считается, что независимые ветви власти призваны сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов. Это так называемая «система сдержек и противовесов».

В Украине судебная власть представлена судами, исполнительную власть в стране осуществляют: Президент и Кабинет Министров, а законодательную – Верховная Рада.

Примечательно, что Конституция Украины закрепляет принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную в качестве одного из ведущих принципов основ конституционного строя (ст. 6).  А ст. 78 Конституции Украины, запрещает совмещать законодательную деятельность с любой другой работой.

Но в 1 апреля 2016 года в Раде был зарегистрирован проект закона  «О внесении изменений в статью 78 Конституции Украины относительно создания политических предпосылок для стабильной и эффективной работы Кабинета министров Украины».

В нем предлагалось совмещать представительский мандат с деятельностью на должности премьер-министра Украины, членов Кабинета министров Украины.

Эксперты восприняли проект «в штыки». Так, директор Института стратегических исследований «Новая Украина» Андрей Ермолаев заявил следующее: « Я категорически против таких изменений, так как они нарушают сам принцип разделения власти».

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник  говорил, что  совмещение руководящих постов в правительстве и парламенте резко повысит уровень коррупции. «Депутаты станут абсолютно безответственными», — отмечал он.

Тем не менее, инициаторами законопроекта выступили народные депутаты из фракции Радикальной партии Олег Ляшко, Андрей Лозовой и другие. Среди авторов числятся депутаты  из фракции «Блок Петра Порошенко», Александр Третьяков, Алексей Гончаренко, Александр Бригинец, Нина Южанина, Мустафа Найем, Сергей Лещенко и другие, из фракции «Народный фронт» Андрей Иванчук и другие. Всего авторами числятся  175 депутатов, поставивших свои подписи под инициативой.

Проект получил одобрение комитета по вопросам предотвращения коррупции, но  не был рассмотрен профильным комитетом парламента- комитетом правовой политики и правосудия.

А это, по словам Андрея Парубия, единственная причина по которой законопроект  пока не вынесен на голосование.

Читайте также по теме