С началом «пенсионной реформы» легальная занятость теряет смысл

Как известно, 16 июня Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №7455 «О мерах относительно законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы». «За» проголосовало 245 народных депутатов. Партию регионов в этом голосовании поддержала часть фракции «НУ-НС», депутатская группа «Реформы ради будущего», фракция «Народной партии» и часть внефракционныех депутатов. Фракции КПУ и БЮТ — проголосовали «против».

За что же именно проголосовал украинский парламент? В первую очередь за формирование такой системы пенсионного обеспечения, которая гарантирует всем украинцам серьезное ухудшение жизни на пенсии. Это и повышение пенсионного возраста для женщин, которое оставит их без пенсии на весь период, пока они будут искать и не находить работу, поскольку практически никаких вакансий для женщин старше 55 лет в стране нет. Это и увеличение страхового стажа, необходимого для получения минимальной пенсии до 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин. Чем во-первых, сохраняется дискриминация по половому признаку, а во-вторых, делает получение даже минимальной пенсии фактически нереальным делом.

Простой расчет показывает, что на получения минимальной пенсии у мужчин, которые отслужили в армии и закончили ВУЗ, шансов нет ни малейших. При 12-летнем среднем образовании школу они заканчивают в 18-19 лет. Служба в армии – 1-1,5 года. Обучение в ВУЗе (для получения степени магистра) 6 лет. В итоге, даже если сразу же после окончания высшего учебного заведения молодой человек идет на работу, то для получения минимальной пенсии ему при самых благоприятных условиях придется работать… до 60,5 лет без перерыва!!! То есть ни на сутки не прекращая и не меняя работу. А поскольку, средний возраст мужчин – 62 года… то шансов пожить на пенсии у них не будет.

Следовательно, всякий смысл в легальной занятости и «белой» зарплате исчезает напрочь. Так как платя социальные взносы мужчины только уменьшают свой доход сейчас и ничего не получат на пенсии, потому как банально до нее не доживут, а если и доживут – то год-полтора пенсионной жизни на минимальную пенсию никак не оправдает 35-лет постоянных выплат как минимум трети зарплаты в непонятном направлении. Следовательно, данный законопроект только ухудшит ситуацию с наполнением бюджета Пенсионного фонда, как только люди поймут, что именно их ожидает.

Женщинам вроде несколько проще, однако о рождении детей (если хочешь получать пенсию) нужно забыть. Так как декретный отпуск к страховому стажу будет отнесет только если в это время за молодую маму кто-то будет платить взносы в пенсионный фонд.

Не повезло и офицерам: и в армии, и в силовых структурах они теперь будут вынуждены отслужить минимум 25 лет для получения пенсии по выслуге лет. Кстати, это самое высокое значение для срока службы, необходимое для получения военной пенсии в Европе. По этому параметру – Украина станет европейским лидером. Правда, пенсия в военных будет самой низкой среди европейских государств, но это уже никого не интересует.

При выходе на пенсию в ближайшем будущем пенсионеры станут получать намного меньшую пенсию, чем по старому закону. Согласно расчетам (исходя из данных Госкомстата) примерно на 100-130 грн, потому как базой для начисления пенсии будет служить зарплата не за последний год, а за последние три года (хорошо, что не последние 5 или 10 лет, тогда разница была бы еще больше).

Да, для мужчин-госслужащих пенсионный возраст планируют поднять до 62 лет. Очевидно, вслед за данной инновацией последует и повышение пенсионного возраста и для иных категорий мужчин. Да, именно категорий, так как подобное новшество фактически узаконивает разделение мужчин на различные категории. Как это согласуется с Конституцией  Украины – непонятно.

Все эти нововведения сделаны с целью… уменьшить дефицит бюджета Пенсионного фонда и получить очередной транш кредита от МВФ. Чего Кабмин даже и не скрывает. Как сказано в пояснительно записке к законопроекту, основными причинами, которые обуславливают необходимость его принятия являются:

демографическая ситуация – в Украине 13,7 млн. пенсионеров. Сейчас на 98 пенсионеров приходится 100 лиц, которые уплачивают единый социальный взнос; /> отсутствует надлежащая дифференциация пенсий в зависимости от трудового стажа и страховых взносов. На сегодня 1,5 млн. пенсионеров получают пенсии в пределах одного прожиточного минимума, а в пределах двух прожиточных минимумов — 10,1 млн. пенсионеров;
значительный разрыв между размерами пенсий женщин и мужчин. Средний размер пенсии по возрасту у женщин составляет в среднем 993,09 гривны, у мужчин — 1441,93 гривни;
несбалансированный бюджет Пенсионного фонда Украины.

И что характерно для законопроектов, которые часто подаются в парламент, принятие законопроекта №7455 никак не улучшает ситуацию ни по одному приведенному пункту! Не говоря уже о том, что (как следует из приведенных выше причин) никто изначально и не собирался хоть как-то улучшать ни положение пенсионеров нынешних, но позаботится о более обеспеченной жизни пенсионеров будущих. И об этом четко свидетельствует раздел «Цели и задачи принятие законопроекта»: «Целью законодательного акта является создание условий для дальнейшего совершенствования системы пенсионного обеспечения пенсионеров и полноценного внедрения многоуровневой пенсионной системы в Украине». Вот и все. Это есть все цели и задачи.

Впрочем, можно еще долго говорить и «преимуществах и инновациях» принятого (пока что в первом чтении) законопроекта. Однако, уже и сейчас можно посоветовать всем, кто хочет все же увидеть свою пенсию – начинайте копить на старость сами, так как государство ничего вам не собирается гарантировать. И… возможно не в этом государстве, так как сохранность вкладов в банках или возможность ими воспользоваться также не гарантируется. Если кто не верит, то пусть проконсультируется с вкладчиками «Надр» или «Родовида».

Читайте также по теме