С помощью социологии сегодня пытаются программировать общественное мнение

С приближением выборов по городам Украины покатился «фургон с оркестром». Так на профессиональном сленге социологи называют технологию воздействия на настроения избирателей с помощью рейтингов. Этот термин пришел к нам из США. Когда-то давно в американских городах, чтобы зазвать публику в цирк, по улицам пускали разукрашенный фургон с оркестром. Фургон и его громкая музыка проезжая по городу завлекали всё больше и больше людей в карнавальное шествие. Так и в политике публикация рейтингов потенциальных победителей программирует общественное мнение, а партии на выборах получают в конечном итоге голоса тех, кто поначалу и не планировал за них голосовать. Таким образом, с лёгкой руки политиков и политтехнологов социология из научного инструмента изучения общественного превратилась в инструмент политической пропаганды. В нашем случае заголовки из серии «В Верховную Раду проходят пять партий», это чистейшей воды пример манипуляции и программирования общественного мнения. Тот самый пресловутый «фургон с оркестром». Есть масса объективных и субъективных факторов, не позволяющих делать скоропалительные выводы о том, кто пройдет в Раду 26 октября. Именно поэтому, сегодня к социологическим данным надо относиться крайне осторожно.

Во-первых, это динамика ситуации. Например, когда проводились опросы, не было известно об отказе Партии регионов участвовать в выборах. Кто выиграет от неучастия регионалов, прежде всего КПУ и «Сильная Украина». А значит, их шансы на выборах от этого возрастут.

Во-вторых, так называемый «коэффициент лжи», о котором умалчивают. А реальность сегодня такова, очень много людей не высказывают свое мнение, особенно относительно поддержки оппозиционных партий.

В-третьих, впервые значительные территории востока Украины попросту выпали из проведения социологических опросов. Компании утверждают, что опрашивают респондентов на востоке по телефону. Однако хотелось бы видеть, как в том же Луганске или Донецке люди будут откровенничать по телефону с незнакомцами.

Как и в 2012 году Компартии предрекают низкий результат, это как раз и есть попытка программировать общественное мнение. Тогда коммунисты показали результат, который был существенно выше социологических прогнозов. Так может случиться и на досрочных выборах в Раду в 2014.

Касаясь возможного результата КПУ, можно отметить, что у партии есть достаточный электоральный ресурс для преодоления 5% барьера и результат партии будет зависеть в большей степени от того, сумеют ли коммунисты мобилизовать свой электорат. Данные того же КМИС, 4,6% готовых прийти на выборы и определившихся избирателей показывают, что КПУ близка к преодолению 5% барьера.

Читайте также по теме