Спецпредставитель США фактически выступил в защиту Саакашвили, экипированных сторонников которого задерживают украинские власти. Ему не ответили. Но в тот же день Кабмин передал контроль над денежным потоком «Укрспирта» людям, которые, по экспертному мнению, могут иметь отношение к уличным бойцам власти — «титушкам»…
Воля Госдепартамента США
Спецпредставитель Госдепартамента США по вопросам Украине Курт Волкер заявил, что не стал бы советовать Президенту Петру Порошенко задерживать экс-губернатора Одесской области Михаила Саакашвили, а предложил бы ему сфокусироваться на вопросах верховенства права.
«Если Украина хочет строить правовое государство, Михаилу Саакашвили нужно дать возможность отстоять свое гражданство в суде», — сказал Волкер.
Директор Института украинской политики Константин Бондаренко уверен, что Волкер исполняет волю Госдепа. Ранее эксперт указывал на то, что спецпредставитель с 2011 года занимает пост директора Института Маккейна.
С этим институтом, основанным сенатором-республиканцем Джоном Маккейном, связывают Саакашвили. Тот дважды становился президентом Грузии в то время, когда президентом США был республиканец Джордж Буш, и поддерживал контакты с республиканской администрацией.
Между президентом США Дональдом Трампом и Маккейном, которому обязан карьерой Курт Волкер, сложились непростые отношения. Однако, Волкер сурово придерживается директив Госдепа, уверен Константин Бондаренко.
И какова же позиция Госдепа, озвученная спецпредставителем? Волкер прямо указывает украинскому Президенту, чем ему стоит заняться: «Порошенко следует менее драматично подходить к Саакашвили и заняться вопросами улучшения управления страной и борьбой с коррупцией».
Напомним, ранее Порошенко заявил, что принцип неприкасаемости государственной границы – это вопрос национальной безопасности. Полиция задержала пять человек, причастных к событиям на пропускном пункте «Шегини», где 10 сентября экс-губернатор Одесской области Михаил Саакашвили вместе со своими сторонниками силой прорвался через польско-украинскую границу.
Но самому Саакашвили вручили протокол о совершении лишь административного правонарушения. В МВД заявили, что оснований для его задержания нет. Тем не менее, было допрошено более 100 человек, установлено 32 активных участника и 6 организаторов.
Их деяния квалифицируются по четырем статьям Уголовного кодекса. В частности: ч. 1 ст. 332 — Незаконная переправка лиц через государственную границу (наказание от 2 до 5 лет лишения свободы); ч. 2 ст. 342 — Сопротивление представителю власти (до 2 лет); ч. 4 ст. 345 — Угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа (лишение свободы на срок от 7 до 14 лет) и ст. 293 — Групповое нарушение общественного порядка (арест на полгода).
Поскольку менее строгое наказание поглощается более строгим, участникам прорыва через границу может грозить максимальное наказание до 14 лет тюрьмы.
Ранее в МВД указывали, что среди участников событий числятся: бывший глава СБУ, лидер движения «Справедливость» Украины Валентин Наливайченко и лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко, а также нардепы Сергей Власенко («Батькивщина»), Павел Костенко («Самопомич») Юрий Деревянко и Дмитрий Добродомов (нефракционные).
«Распад» и «медленное удушение»
После «прорыва» Саакашвили заявил, что не планирует объединяться ни с какими политическими силами. «Не буду объединяться ни с Тимошенко, ни с другими политическими силами, только с народом», — заявил он.
Затем он подтвердил свое намерение отправиться во всеукраинское турне по городам страны. Первым пунктом посещения стали Черновцы.
Эксперт Андрей Головачев отмечает : «После того, как Тимошенко разругалась с Саакашвили, можно сказать, что процесс распада «друзей-единомышленников» уже начался. Следующим , кто покинет авантюрного и небезопасного грузина , разумеется, будет Садовой».
По мнению эксперта, в отношении Саакашвили власть взяла на вооружение самую опасную для него тактику — «медленное удушение».
«Это означает что в течение длительного времени всех участников исторического « прорыва» будут держать в напряжении, арестовывая и отпуская, допрашивая, составляя протоколы, разоряя их на адвокатах , уничтожая их волю и готовя их всех к предательству Саакашвили», — написал эксперт в Facebook.
Он полагает, что Запад мог бы благословить новый Майдан, «но, похоже , что ставить на Саакашвили Запад не готов».
Директор аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев считает, что прорыв экс- губернатора через границу оказался для него самого неожиданностью. «Саакашвили хотел позиционироваться как жертва режима, как жертва политических преследований, привлечь внимание к собственной персоне», — считает эксперт, допуская, что плана дальнейших действий попросту не было.
Планов не было, а теперь есть…мнение
Эксперт Александр Дубинский назвал Саакашвили «узником системы, в объятия которой он так рвался». Эксперт задается вопросом, почему политик едет в Черновцы, а не направляется в Киев на штурм Банковой?
«Потому что в столице он никому не нужен. Никто по его призыву на улицы не выйдет (после лишения гражданства он собрал пару сотен человек). Что означает — моментальное медийное поражение»,- считает Дубинский.
Позже эксперт сообщил, что 13 сентября Кабмин назначил врио главы «Укрспирта» некоего Юрия Лучечко, ранее бывшего советником главы госконцерна.
«Лучечко — человек беглого экс-главы «Укрспирта» Михаила Лабутина, курируемый генералом СБУ Писным. Оба — люди, близкие к авторитету Кривецкому (Пупс), который отвечает за «титушек» у Петра Алексеевича», — написал Дубинский в Facebook.
Напомним, авторитетом по прозвищу «Пупс» злые языки окрестили экс-нардепа Игоря Кривецкого — спонсора партии «Свобода». Дубинский делает вывод: « Укрспирт» вернули Кривецкому (Пупсу) — Петр Алексеевич себе боевиков покупает».
Но к чему власти «боевики»? Следует полагать, что не исключено силовое развитие событий после приезда Саакашвили. Так, во Львове Саакашвили сопровождала охрана в виде бойцов с нашивками батальона «Донбасс». По данным СМИ, нардеп Семен Семенчко привел с собой около 500 человек в бронежилетах. Затем, в пресс-службе Нацполиции Львовской области заявили, что «обнаружили группу лиц в военной форме», которую проверяют на наличие оружия, взрывчатки и других запрещенных предметов.