Накануне саммита НАТО в России заявляли, что членство Украины в Альянсе это – «красная линия». Зеленский говорит, что вероятность эскалации есть, но бояться нечего – он уверен, что Российская Федерация не решится на войну с НАТО.
«Это фиксация позиций»
Саммит НАТО прошел 14 июня в Брюсселе и Украину на него не пригласили. На нынешнем мероприятии, помимо прочего, рассмотрели агрессивное поведение России и решительную поддержку партнеров со стороны НАТО.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг накануне саммита лидеров стран-членов Альянса провел телефонный разговор с президентом Украины Владимиром Зеленским.
«Мы обсудили предстоящий саммит НАТО, ситуацию с безопасностью в регионе и неприемлемое военное наращивание России», — сообщил Столтенберг.
А Зеленский написал в своем Twitter, что он в беседе со Столтенбергом «подчеркнул важность для Украины подтверждения политики открытых дверей альянса и действительности решения от 2008 года по ПДЧ для Украины».
Напомним, что В 2008 году на саммите Альянса в Бухаресте речь шла о предоставлении Украине плана действий по членству в НАТО (ПДЧ). План должны были получить Украина и Грузия, но в итоговом заявлении саммита НАТО речь шла только о намерениях предоставить ПДЧ.
Теперь тема ПДЧ актуализировалась. После телефонных переговоров Зеленского и Байдена, в Офисе Президента сообщили, что Байден отметил важность предоставления Украине ПДЧ. Однако в администрации США отвергли, что Байден делал подобное заявление. Позже ОП изменил релиз, написав: «Владимир Зеленский отметил важность предоставления Украинскому государству плана действий относительно членства в Альянсе».
Примечательно, что Белый дом не стал комментировать, поддерживает ли Байден идею предложить Украине в этом году план действий по членству в НАТО. Как известно, Байден заверил Зеленского, что позиция Украины обязательно будет учтена при обсуждении стратегических вопросов в НАТО, а также запланированных мероприятий самого высокого уровня.
То, США в принципе поддерживают членство Украины в альянсе давно известно. Госсекретарь США Энтони Блинкен заявляет, что у Киева есть все необходимые инструменты, чтобы двигаться по этому пути. В своем комментарии Блинкен уточнил, что речь идет о движении «в сторону готовности к членству в будущем».
Отметим, что после саммита Североатлантического альянса с участием президента США, планируется встреча Байдена с президентом РФ Владимиром Путиным. А тот заявил, что «не считает болтовней» разговоры о возможном включении Украины в Североатлантический альянс, и назвал вступление Украины в НАТО «красной линией».
«Представим себе, что Украина станет членом НАТО. Подлетное время от Харькова, скажем, или, не знаю, Днепропетровска до центральной части России, до Москвы, уменьшится до семи — десяти минут. Это для нас красная линия или нет?» — заявил Путин.
В Офисе Президента опровергают аргументы. Советник руководителя офиса Михаил Подоляк заявил unian.net, что слова Путина являются «пропагандистской накачкой внутреннего потребителя», а в украинском обществе и на Западе «аргумент о подлетном времени ракет не может восприниматься вообще».
Подоляк заявил, что Россия уже граничит со странами НАТО, и они не представляют для нее угрозы, поэтому «имеем дело со стереотипными мифами, которые превратились для части стран в навязчивые переживания»
В комментарии.liga.net Подляк отметил: «Вероятно, это фиксация позиций накануне саммитов, которые запланированы на ближайшие недели».
Как известно, Байден начал свое первое с момента вступления в должность турне. Он участвует в саммите членов «Большой семерки» в Англии, в саммите НАТО и в саммите с лидерами Европейского союза в Брюсселе. Затем — двусторонний саммит в Женеве с Путиным.
«Не боюсь ли я, что из-за этого начнется война?»
Путин заявляет, что расширение НАТО к границам России имеет для Кремля «практическое значение», поскольку во многих странах, которые вступали в Альянс, разместили пусковые ракетные установки противоракетной обороны. А он утверждает, что такие установки могут использоваться не только в оборонительных целях.
В ОП парируют, что у России уже есть общая граница с НАТО: с Норвегией, странами Балтии и американской Аляской. «Создает ли это какую-либо военную угрозу для России? Нет. Мы не видим концентрации войск НАТО ни на одной из этих границ. Зато концентрация войск России на нашей границе сохраняется. Можно ли в этом обвинить НАТО? Точно нет», – рассудил Михаил Подоляк.
Отметим, что украинская власть рассматривает перспективу вступления в НАТО в контексте отношений с РФ. Так в интервью немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung Зеленский сообщил: «Меня спрашивают, не боимся ли мы получить ПДЧ в НАТО или быть членом Альянса (а вы знаете, какое отношение России к этому вопросу), не боюсь ли я, что из-за этого начнется война?»
Глава государства отметил, что начало войны было в 2014 году. «Я согласен, что такая вероятность эскалации есть, но мне кажется, что это не является для России причиной начинать или продолжать военные действия», — сказал он.
Как известно, за каждого члена НАТО должен воевать весь Альянс. Ведь целью блока является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства — члена. Журналист Frankfurter Allgemeine Zeitung отметил в разговоре с Зеленским: «Если гипотетически Украина вскоре станет членом НАТО, это будет означать, что союзники должны будут защищать ее и таким образом вступить в военный конфликт с Россией… Украина хочет быть в НАТО, но НАТО не хочет вступать в войну с Россией, потому что это горячий конфликт».
В ответ Зеленский упрекнул членов НАТО в «политическом эгоизме». «Я считаю, что это нецивилизованное, несовременное, неправильное отношение к безопасности человечества. Тот политический эгоизм, который присутствует сегодня из-за этих страхов, может привести именно к Третьей мировой войне», — подчеркнул он.
Глава государства уверен, что членам НАТО бояться нечего. «Я считаю, что Российская Федерация не решится на войну с НАТО. Напротив, я считаю, что это запугивание. Россия не будет воевать с Европой», — сказал Зеленский.
Журналист напомнил статью 5 устава НАТО. Где говорится, что вооруженное нападение на одну или нескольких стран-членов в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на Альянс в целом.
«Если, извините, все страны НАТО боятся, что когда-то на какую-нибудь страну – члена НАТО кто-то нападает, если они боятся, что придется защищать, тогда вопрос в целом к этой конструкции», — заявил Зеленский.
Он подчеркнул: «Если в НАТО часть стран хочет видеть Украину в Альянсе, а несколько стран, которые в хороших отношениях с Россией, – не хотят Украины в НАТО, то опять-таки вопрос к этой конструкции – является ли она действительно мощной? Я считаю, что это хрупкость данной конструкции».