Инициатива правительства Украины по внедрению европейской практики продажи медикаментов исключительно по рецептам вызвала в обществе крайне неоднозначную реакцию. По мнению экспертов, говорить о резком изменении привычек наших сограждан в этом контексте – бессмысленно и в некоторой степени даже опасно. По крайней мере, сейчас.
«Вас ввели в заблуждение, — доверительно сообщает пожилой посетительнице провизор одной из киевских аптек. – При вашем заболевании вполне можно обойтись отечественными пилюлями, а не покупать западный аналог, который ровно в двадцать раз дороже нашего». И под одобрительный шепот очереди констатирует, что сегодня многие врачи «по неизвестным причинам» нарочно выписывают пациентам «дорогущие лекарства», хотя некоторые больные вполне могут обойтись «банальным аспиринам».
Картина, действительно имевшая место в столичном аптечном пункте, поражает парадоксальностью. Ведь ранее и в прессе, и на многочисленных интернет-форумах именно фармацевтов обвиняли в негласном сговоре с врачами, рекомендующими своим больным «уникальное средство такого-то производства, продающееся в такой-то аптеке». В итоге не обладающий узкоспециальной информацией пациент был вынужден строго следовать рецепту и приобретать рекомендованные средства.
«Говорить о какой-то определенной трансформации сознания обывателя здесь не приходится, — сказал агентству «ГолосUA” доктор психологии Вениамин Семеренко. – Так уж получилось, что именно сегодня, в условиях прогрессирующего экономического кризиса, далеко не каждый заболевший может позволить себе, следуя врачебной рекомендации, покупать лекарства ведущих американских, европейских и индийских производителей. И нередко частные советы того же фармацевта, который якобы уж никак не заинтересован в продаже «дешевых аналогов», позволяют покупателю избежать ненужных расходов. Считайте это приметой времени».
А ведь и вправду – из-за поистине «заоблачных» цен на зарубежные медикаменты десятки тысяч малоимущих украинцев вынуждены лично прописывать себе курс медикаментозного лечения, заменяя, например, импортные антисептики, которые невозможно приобрести без врачебной санкции, обычной «мазью Вишневского», а курс голландских таблеток от гриппа – доступным парацетамолом. Не так давно в социальные органы одного из городков на Харьковщине пришло письмо пенсионерки, пожаловавшейся на то, что в коммерческих аптеках, расположенных в районе ее проживания, совершенно нельзя найти доступных по цене аспирина и ацетилсалициловой кислоты. «Я прекрасно знаю, как и чем лучше мне лечиться, — утверждала автор послания. – А в поликлинике от меня требуют пить иностранные микстуры сомнительного содержания. Верните доступные цены на отечественные таблетки и больше не нужно никаких рецептов. Если я не буду заниматься самолечением, мне грозит смерть!».
Как раз с подобной жизненной философией категорически не согласны в Кабинете министров Украины. Украинский Премьер-министр Николай Азаров выступил с поистине сенсационным заявлением, в котором подчеркнул, что лично он, в частности, и представители подконтрольных ему структур, в целом, добьются того, что все без исключения лекарства будут продаваться строго по рецепту. Дескать, нельзя допустить того, чтобы украинцы «активно занимались самолечением», порой приводящим к непоправимым последствиям. Нужно ввести европейскую практику отпуска медикаментов в аптеках, сказал глава правительства, имея в виду строжайший контроль над продажей даже самых распространенных лекарств.
Но вот ведь в чем дело – на том же Западе пациенты благодаря целому ряду страховых и социальных программ имеют возможность приобретать пресловутые пилюли и микстуры, образно выражаясь, по демпинговым ценам. Более того, на определенные виды медикаментов первой необходимости существуют так называемые «государственные дотации», обеспечивающие их доступность даже гражданам, оказавшимся за чертой бедности. В Украине подобный механизм не отрегулирован.
Но именно в этом премьер Азаров проблемы не видит. По его словам, Кабмин уже рассматривает план частичной компенсации стоимости лекарств и повсеместному введению референтных или обоснованных цен на медикаменты. Он выразил уверенность, что в результате такой реформы те же лекарства подешевеют, по меньшей мере, вдвое. Кроме того, официальный Киев намерен снизить долю импортной продукции в украинских аптеках. «Мы будем наращивать собственное производство лекарств, возрождать разрушенную за предыдущие годы отечественную фармацевтику — и, таким образом, удешевлять лекарства», — заметил премьер.
«Похоже, в данном случае речь действительно идет о масштабных изменениях, — сказал агентству “ГолосUA” эксперт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Бернард Шеридан. – Трудно с точностью сказать, сколько именно времени понадобится украинской власти на воплощение этих планов в жизнь. Но уже сейчас можно предположить одно: подобный процесс наверняка будет сопровождаться общественным недовольством. Недовольством, которое может перерасти в акции неповиновения. Европа, на опыт которой сегодня ссылаются киевские чиновники, пережила это еще в шестидесятых годах прошлого века»…