Андрей Кислов
21:03 01/06/2021

Санкции против Беларуси: Кто выигрывает

Начало большой торговой войны между Украиной и Беларусью ставит под сомнение проект «Большая стройка» Президента Зеленского: асфальт делают из белорусского битума. Кроме того, Украина — крупнейший импортер белорусских калийных удобрений, бензина…

США полеты над Беларусью не отменили

Министерство иностранных дел подготовило пакет санкций против ряда граждан Беларуси, которые поддерживают Александра Лукашенко. «Надеемся, что в ближайшее время этот пакет будет рассмотрен, и следствием соответствующих решений станет указ президента», — заявил заместитель министра иностранных Евгений Енин.

Он уточнил, что санкции планируется вводить против тех граждан Беларуси, которые «участвовали в фальсификациях выборов и репрессиях против своих соотечественников». Выборы в Беларуси прошли еще в августе прошлого года. Оппозиция не признала их результатов и страну охватили протесты. В котором часу и где собираться на протесты объявлял базирующийся в Польше телеграмм-канал Nexta. Канал сообщал о передвижениях силовиков, призывал ко всеобщей забастовке.

23 мая бывший главный редактор Nexta Роман Протасевич летел из Афин в Вильнюс. Самолет ирландской авиакомпании Ryanair, на котором он летел, получил сообщение о минировании и приземлился в аэропорту Минска. Роман Протасевич был задержан. Команду принять в Минске самолет авиакомпании Ryanair, в отношении которого поступило сообщение о минировании, дал лично и Александр Лукашенко – об этом сообщило государственное агентство БЕЛТА. Агентство отмечало, что по поручению Александра Лукашенко для сопровождения пассажирского самолета был поднят истребитель.

После инцидента Кабинет министров Украины по поручению президента Владимира Зеленского решил прекратить авиасообщение между Украиной и Беларусью с 26 мая. По данным «Украэроруха», на белорусскую авиакомпанию в 2020 году пришлось 7,5% всего трафика в Украине, то есть на столько же процентов упадет и доход, отмечает hromadske.ua

Кроме того, Кабмин запретил полеты над белорусской территорией. Хотя ирландская авиакомпания Ryanair летать над Беларусью продолжает, использовать воздушное пространство Беларуси отказались: Кипр, Австрия, Польша, Испания, Латвия, Германия, Нидерланды, Швеция, Венгрия, Литва, Великобритания и Франция.

Украина предложила иностранцам облетать Беларусь через свое воздушное пространство. «Украина готова со своей стороны оказать максимальную поддержку государствам и частным компаниям в процессе перестройки маршрутов через наше воздушное пространство», – заявил министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков. А министр иностранных дел Дмитрий Кулеба рассудил: если авиакомпании перенаправят свои рейсы в украинское воздушное пространство, то именно в Украину будет поступать плата за транзит.

«Это решение приведет к определенному увеличению прибыли Украины. Потому что авиакомпании ЕС и других стран мира, которые ранее пролетали над Беларусью и платили в бюджет соответствующее средства, теперь будут пролетать через Украину и, соответственно, будут платить транзитные средства нашему государству», – заявил министр иностранных дел в телеэфире. Позже стало известно, что США издали рекомендацию для авиакомпаний о «крайней осторожности» при полетах над Беларусью, однако полеты над этой страной не отменили.

Зато Беларусь ввела режим индивидуального лицензирования на импорт ряда украинских товаров. Санкции коснутся кондитерских изделий, шоколада, соков, пива, кирпича, керамической плитки, сельхозтехники, мебели. Как известно, в докризисном 2019 году двусторонний товарооборот составлял 5,8 млрд долларов, в 2020-м — 4,2 млрд.

Немецкое издание Deutsche Welle отмечает: «Минск ограничил импорт ряда украинских товаров, и это, похоже, только начало большой торговой войны между странами-соседями. Эксперты уже не исключают, что Беларусь может отказаться от экспорта в Украину бензина марки А-95 (а это — половина украинского рынка для этой марки). Белорусы, конечно же, эту информацию не подтверждают, хотя украинцам надо быть готовым ко всему».

На долю Беларуси 88% приходится импортных поставок битума

Ухудшение отношений между Украиной и Беларусью могут лишить Украину белорусского битума. «Без него на дорожно-строительных проектах Владимира Зеленского можно ставить крест», — писало издание oilpoint.com.ua. еще в сентябре 2020 года.

Издание отмечало, что из-за увеличения государственного финансирования дорожного строительства, Украина показывает рекордное потребление битума — до 700 тысяч тонн в год. Дескать, в 2020 году на дороги было выделено рекордных 110 млрд гривен, что по расчетам строительных компаний увеличило потребление битума до 900 тысяч тонн.

При этом отечественный битум производят в основном на Кременчугском НПЗ группы «Приват» (Игоря Коломойского- авт). Отмечалось, что в последние несколько лет его доля в потреблении растет. Если 2017 году она составила 10%, в 2018 году — 23%, то в 2019 году – 30%.

Однако большая часть битума импортируется. Закупки осуществлялись из Литвы, Польши, Азербайджана, Болгарии и Греции. Но 88% импортных поставок приходится на долю Беларуси. Издание oilpoint.com.ua отмечало, что Мозырский НПЗ, где производят значительную часть белорусского битума, находится всего в 100 км от Киева. «Это даже ближе, чем Кременчуг, притом, что железнодорожное и автомобильное сообщение Мозырь-Киев значительно лучше…. Продукция соседнего государства на 10-15% дешевле украинского производителя», — отмечало издание.

Еще до инцидента с самолетом, в совместном расследовании программы «Схемы» (проект Радио Свобода и UA: Первый) и базирующегося в Польше телеканала «Белсат» сообщалось о заработках на «Большом строительстве» белорусского олигарха Николая Воробья. Дескать, «приближенный к Лукашенко и Медведчуку» олигарх заработал 320 миллионов гривен на реализации программы Президента «Большое строительство».

Секретарь Совета нацбезопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов в пятницу заявил, что предложения о санкциях СНБО якобы получает от Кабинета Министров.  «Этот вопрос сначала должен быть проговорен на заседании Кабмина, Кабмин должен принять решение. Если будет такое решение, представление от премьер-министра, то, конечно, мы будем такой вопрос рассматривать», — рассказал Данилов.

Стоит отметить, что Украина традиционно присоединяется к санкциям, которые вводят США и ЕС. А пресс-секретарь Белого дома Дженнифер Псаки 28 мая сообщила, что Вашингтон с 3 июня вводит санкции против ряда белорусских компаний.

Агентство Bloomberg 30 мая со ссылкой на представителя Минфина США сообщило: в список войдут ряд промышленных предприятий и Белорусский нефтяной торговый дом. В частности, речь идет о промышленном комплексе «Белнефтехим» Среди других компаний, по которым могут ударить ограничительные меры — белорусские производители шин и красителей, а также завод по выпуску удобрений. Bloomberg напоминает: официальные лица ЕС ранее сигнализировали, что санкции будут нацелены преимущественно на государственные экономические секторы, включая калийную промышленность.

Экспорт калийных удобрений является для Беларуси важным источником поступления валюты. (страна занимает третье место в мировом экспорте калийной соли). И по этому направлению должны ударить санкции. Причем, основные рынки сбыта – Украина (611 600 т), Литва (250 000 т), Польша (144 300 т).

Эксперт-международник Владимир Воля отмечает: «На торговой войне между Украиной и Беларусью заработает тот, кто заместит все сегменты, которых коснулась эта «война». С точки зрения мировой политики – эта ситуация является серьезным давлением на белорусскую элиту, бизнес и госсектор. Ведь США объявили о возвращении санкций в отношении девяти госкомпаний Беларуси. В этой ситуации выигрывает Россия из-за подогревания в белорусском истэблишменте, потому что, чем больше санкций, тем более они становятся чувствительными для правящей элиты».

Читайте также по теме