Денис Лаптев
14:15 24/12/2014

Счетная палата Украины уже в 2014 году установила многочисленные факты злоупотреблений со стороны руководства ГИУ

Постановлением Кабинета Министров Украины № 1330 от 08.10.2004 года создано Государственное ипотечное учреждение (далее — Учреждение), основной целью деятельности которой определено рефинансирование ипотечных кредиторов за счет средств, полученных от размещения ценных бумаг.
В 2009 году Кабинет Министров Украины путем внесения изменений в Устав Учреждения переориентировал его на прямое финансирование достройки жилых объектов незавершенного строительства, а также на приобретение квартир у застройщиков, что не соответствовало провозглашенным намерениям при его создании.
С этого времени Учреждение практически прекратило поддержку ипотечного кредитования в Украине.
Как стало известно из источников в Счетной палате, в связи с социальной значимостью задач ГИУ Счетной палатой в 2014 году был проведен аудит деятельности Учреждения. Этот аудит встретил сильное сопротивление со стороны руководства ГИУ, поэтому был начат только после соответствующего решения Окружного административного суда г. Киев.
По результатам проверки установлено, что деятельность учреждения (Председатель правления — Камуз А.О.) осуществлялась с нарушением действующего законодательства и неэффективно.
Многочисленные переподчинения и изменения в уставных положениях возвели контролирующие и надзорные функции со стороны государства к минимуму и одновременно установили неограниченные полномочия правления Учреждения.
Во-первых, Учреждением проводились операции рефинансирования проблемных банков на сумму более 700 млн. грн. под видом рефинансирования ипотечных кредиторов с применением индивидуальных льготных процентных ставок, что привело к потере 13,6 млн.грн. доходов и содержит коррупционные признаки. Таким образом, Учреждение фактически незаконно приняло функции Национального банка Украины по рефинансированию банков, находящиеся в состоянии финансового оздоровления.
Во-вторых, в условиях полной бесконтрольности по качеству планирования деятельности Учреждения ее руководством разрабатывались необоснованные финансовые планы, в которых безосновательно создавались резервы финансовых расходов. По оценкам аудиторов показатели финансовых планов на оплату труда, приобретение легковых автомобилей, закупку аудиторских услуг были завышены на сумму свыше 8 млн. грн.
В-третьих, Министерством регионального развития и строительства Украины (Министр — Куйбида В.С.), Межведомственной комиссией (председатель — заместитель Минрегионстроя Исаенко Д.В.) при отборе жилых объектов высокой степени готовности для их достройки за государственные средства массово принимались незаконные управленческие решения, которые привели к включению в распоряжения Правительства застройщиков и объектов, не прошедших конкурсного отбора (76 объектов), завышению стоимости жилья, приобретению жилья в домах, уже введенных в эксплуатацию, квартиры в которых длительное время не реализовывались в связи с отсутствием спроса. Вместе это привело к незаконным расходам в сумме более 330 млн. грн.
В частности: 1) ООО «СК Партнер-Инвест» — субъект хозяйствования, созданный с целью прикрытия незаконной деятельности, в нарушение требований Закона Украины «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» получило от Учреждения денежные средства в размере 6,8 млн.грн. за 20 квартир в городе Немиров Винницкой области.
Фактически ООО «СК ПАРТНЕР-Инвест» приобрело указанные квартиры у застройщика — ООО «СК Стройкомплекс» за 1,4 млн.грн. При этом руководителем указанных предприятий является Стороженко Сергей Серафимович.
2) Аналогичным образом чиновники Учреждения заключили договор о приобретении за 1,7 млн. грн. квартир, расположенных в доме № 42-А по ул. Красносельского в городе Борзна Черниговской области, с ООО «Укррембудинвест» (г. Киев), только приобрело недвижимое имущество у застройщика — ООО «СК Киевбудмонтаж» за 1,5 млн.грн.
Кроме того, без какого-либо решения Кабинета Министров Украины и конкурсных процедур в июле 2009 года Учреждением (Председатель правления Камуз А.О.) приобретено в двух субъектов хозяйствования 114 квартир на общую сумму почти 52 млн. грн. за счет средств уставного капитала, сформированного за бюджетные средства.
В дальнейшем 113 квартир передано безвозмездно и на безвозвратной основе центральным и местным органам исполнительной власти, чем нанесен ущерб на сумму 51,7 млн. грн. Указанные обстоятельства были предметом проверки со стороны МВД и Генеральной прокуратуры Украины. Некоторые обстоятельства позволяют говорить о том, что руководители Учреждения нашли общий язык с Кабинетом Министров Азарова Н.Я. и продолжили деятельность, никак направленную на выполнение целей и задач, поставленных перед ними.
В процессе досудебного следствия в уголовном производстве № 120140000000000113 (отдел по расследованию особо важных дел Генеральной прокуратуры Украины) полученные данные о завладении в феврале 2014 года председателем наблюдательного совета «Ветеко» Курченко С.В., членами наблюдательного совета ЧАО «Брокбизнесбанк» Бугаем Д. В. и Тимонькиным Д.В., исполняющим обязанности председателя правления АО «Брокбизнесбанк» Пекур П.П. путем использования своего служебного положения имуществом Государственного ипотечного учреждения в виде ценных бумаг — облигаций внутреннего государственного займа на предъявителя, а также процентов по ним на общую сумму 502 311 170,64 грн.
По данному факту зарегистрировано уголовное производство по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 191 ч.5 УК Украины. 23 октября 2014 г. досудебное следствие приостановлено. Непонятным остается, почему средства не поступили на счета государственных банков.

Читайте также по теме