Елена Сафонова
08:05 09/03/2013

Секонд-хенд гробит людей и экономику

Качество товаров украинской легкой промышленности давно говорит само за себя. Одежда и обувь с биркой «MadeinUkraine» охотно раскупается в Европе и странах ближнего зарубежья. При этом частенько работа наших швей скрывается за этикеткой иностранных брендов. Качественная украинская продукция уходит за кордон, а  для нас на рынках и прилавках предлагаются товары «Made in China», которые расползаются после первой стирки. А еще — горы обносков из благодарного зарубежья. Неравноценный обмен! Но сегодня секонд-хенду вновь объявляют войну во имя спасения отечественного производителя.

НАШИ ВЕЩИ ВЕЗУТ… С ЗАПАДА ВТРИДОРОГА    

Женщины не могут пройти мимо магазинов, где бы они не находились. Не так давно знакомая, бродя по бутикам в одной из стран Европы, приобрела там понравившееся ей пальто.

«Каково же было мое удивление, когда на бирке я увидела «MadeinUkraine»! Мне стало немного обидно: почему у себя на родине мы днем с огнем не можем найти такие вещи!», — удивлялась она.

По словам экспертов, сегодня многие украинские швейные предприятия гонят продукцию на экспорт. Но получают ли они сверхдоходы и сверхзарплаты? Как рассказала «ГолосUA» сотрудница одного из таких ателье, которое  находится в Полтаве, работать на иностранцев – не самый сладкий хлеб.

В ателье, где трудится Антонина Викторовна, шьют для немецкой торговой марки. Вместе с ней работает еще 30 человек. 

«Наша месячная зарплата — около 2,5 тыс. грн. Заказчики третий год пугают, что уйдут к китайцам, дескать, там затраты в 2 раза ниже. При этом они предъявляют нам жесткие требования: строчки должны быть четкими и аккуратными, иначе возвращают на переделку», — поделилась она, добавив, что их продукцию можно купить в Украине, но… по очень хитрой схеме. Вещи вначале отправляются в Германию, а потом, после формирования партий, возвращаются на родину. Естественно, по более высокой цене. Например, в среднем брюки стоят 1 тыс. 700 грн.

Понятно, что по такой цене немногие украинцы позволят приобрести себе такую вещь! Учитывая уровень доходов населения, многие действительно вынуждены одеваться-обуваться либо на рынках в дешевый «китай», либо копаться в кучах столь популярного секонд-хенда, которого в 2012 году в Украину было ввезено 96,8 тыс. тонн.  При этом за последние пять лет объемы поношенной одежды составили 447 млн 843 тыс. килограммов! То есть, на каждого украинца приходится по 10 кг товаров «из вторых рук»! В то же время в 2012 году выпуск продукции легкой промышленности в Украине сократился на 5,3%, и эта тенденция наблюдается уже давно.

БАРАХОЛКА – МЕСТО ДЛЯ РАЗДОРА 

Защитники «второй руки» говорят, что запрет ввоза секонд-хенда не спасет отечественное производство, а лишь сделает поношенную одежду и обувь еще более дорогой для и так небогатых украинцев. Действительно, новые джинсы нельзя купить за 20 гривен, но многие забывают, что вещь, которую торговцы секонд-хенда повесили на плечики, сразу подпрыгнет в цене и будет стоить уже 200 грн!

Фактор безопасности также не стоит сбрасывать со счетов. Несколько лет назад специалисты забили тревогу, что поношенный товар из Европы обрабатывают формальдегидом. В свою очередь, торговцы всячески отрицали применение столь опасного для здоровья вещества, говоря, что товар перед отправкой проходит за рубежом химическую и термическую обработку, которая не наносит вреда человеку. Но… в Украине эти баулы никто не проверяет, а сказать, простите, можно все, что угодно. И медики констатируют, что от такой одежды могут возникнуть аллергические реакции. В лучшем случае.

У безобидного на первый взгляд секонд-хенда есть и  другая сторона – с криминальным оттенком. Во-первых, в ворохе барахла легко провезти контрабандой дорогие брендовые вещи, а во-вторых, как утверждают эксперты, большая часть поношенной одежды из Европы также провозится нелегально. Казалось бы, украинцам до этого дела нет, если бы не одно «но». Недополученные налоги – это недовыполненные социальные гарантии для тех же пенсионеров, многодетных, «льготников», малообеспеченных, которые отовариваются в секондах.

Более того, уж слишком часто вокруг точек продажи «второручного товара» разгораются нешуточные страсти. Например, на днях в Днепропетровске горел  секонд-хенд  площадью 300 кв.м. Такие же возгорания были в Киеве возле станции метро «Шулявская», где под мостом располагались ряды с поношенным товаром. Обычно такие поджоги связывают с переделом рынка или захватом места.

А руководитель пресс-службы МВД Украины Владимир Полищук вспоминает, что «в 1990-х  и нулевых была ситуация, когда на секонд-хенде и наркотики крутились. Потом ситуация выровнялась, но были моменты борьбы за территорию», — констатировал он. 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ 

Спиридон КИЛИНКАРОВ, народный депутат (КПУ):

—  Ограничение ввоза секонд-хенда на территорию Украины в рамках стратегии развития отечественной легкой промышленности абсолютно оправдано. Ведь она, как и сельское хозяйство, является высокооборотной отраслью. В свое время Китай и Турция поднялись на пошиве одежды — на товары легкой промышленности закладывается рентабельность 100-200%.  Только если бы был определенный контроль над ценообразованием, то эти товары не стоили бы, как крыло самолета, у нас. Сегодня в Украину мы завозим практически все, начиная от товаров народного потребления, оканчивая продуктами питания. Доходит до абсурда: укроп у нас из Греции, картошка египетская, вещи – китайские, плюс секонд-хенд. И это все должны купить украинцы, у которых нет рабочих мест, непонятно за какие деньги.

Читайте также по теме