По данным столичной бизнес-справки 123, на долю секонд-хендов приходится всего 0,5% запросов киевлян. В основном же, видимо, ощутившие «покращення» жители столицы предпочитают одеваться в фирменных магазинах (89% запросов). Впрочем, рост количества магазинов и складов «секонда» свидетельствует об обратном. По статистике, в Украину ежегодно завозится около 90 тыс. тонн товаров секонд-хенд – по 32 кг на человека. И такая тенденция продолжается уже лет пять. Тяжело представить, куда деваются все эти вещи – ведь мало кто действительно скупает б/у товары в таком количестве, да и своих поношенных вещей у украинцев хватает. Но, видимо, если секонд-хенд по-прежнему завозят, значит, это кому-то нужно.
Одна лишь «HUMANA» (сеть магазинов секонд-хенд) за последний год открыла 20 магазинов по Украине, 3 из которых – в Киеве. Не теряют популярности и «старожилы» — «Планета секонд-хенд» на Позняках и большой секонд-рынок на Лесном. Даже «легендарный» секонд на Шулявке так и не был ликвидирован – он просто частично переехал в район метро Святошино.
И неудивительно: ведь фирменная одежда в Украине стоит гораздо дороже, чем в Европе, а уровни доходов наших и их граждан не сопоставимы. Кроме того, еще лет 5 назад такие популярные среди европейской молодежи бренды, как, к примеру, «ZARA» или «Stradivarius», в Украине можно было достать только в магазинах «Дешевий одяг з Європи».
Другой вопрос, что одежда из разряда «сток» часто попадает в дорогие бутики и под видом эксклюзивных вещей нередко продается за баснословные деньги. И это несмотря на то, что завозилась в страну она как секонд-хенд. Логично рождается вопрос: зачем что-то производить внутри страны, когда можно купить за копейки и продать тут в десятки, а то и сотни раз дороже? И не беда, что страна постепенно превращается в свалку поношенных европейцами вещей.
Государство неоднократно пыталось установить различные барьеры против ввозимых товаров подобного рода, а конкуренты по бизнесу «заказывали» материалы в прессе о якобы вредных бактериях, живущих в товарах из «секонда». Однако государственные «барьеры» у нас, как водится, не работают – большие обороты в отрасли привлекают и больших коррупционеров. Да и население богаче не становится.
Правда, по словам главы Ассоциации дилеров одежды секонд-хенд Владислава Мясоедова, никто на продаже такой одежды в Украине миллионы не зарабатывает. Так, по его мнению, реализовывается всего 40% завозимых в страну б\у вещей, остальные идут на утилизацию. И потом многие товары в магазинах и на складах секонд-хенда распродаются даже дешевле, чем были изначально закуплены.
Чтобы проверить справедливость этих заявлений, отправляемся на столичный рынок секонд-хенда в район метро «Лесная». Под огромными тентами – тонны тряпья: часть одежды развешана на плечиках, часть висит над головой, какие-то вещи разложены на столах, некоторые просто навалены в огромные кучи… И в этом хаосе действительно попадаются довольно приличные, наверняка, и совсем новые вещи. Самый ходовой товар – лыжные костюмы, ботинки и свитера. Группа парней выбирает комбинезоны – наверное, собрались в Славск, а на экипировку денег не хватило. «Комбинезоны на столах – по 50 грн., а те, что висят, — от 150 и выше», — поясняет продавец. И действительно есть резон в такой покупке: без специального костюма на лыжах не покатаешься, а новый обойдется минимум раз в 10 дороже. Зачем платить такие деньги ради 3-х дней катания?
Рядом девушка нашла симпатичное болеро – 120 грн. Неплохая цена за нарядную вещицу. Действительно, немного дешевле, чем в брендовых магазинах, оригинально и мило. Но тут уже у продавцов интерес посерьезнее: такая тоненькая, как паутинка, кофточка практически ничего не весит и соответственно, стоила при закупке – копейки. Это легко проверить, позвонив в фирму по оптовой продаже «товаров из Европы». Так, кило «бэушных» блуз из Америки можно купить за 25 грн., а высшего качество (т.е. с ценниками и не изношенных) — 84 грн. за кило. В случае с комбинезонами это 42 грн. за кило, но тоже, выходит, неплохое капиталовложение, если единица товара «отбивает» сразу 3 кг.
Куда там нашим аграриям с их рисками миллионных потерь урожая, да и металлурги уже не в почете нынче – не зависимо от капризов погоды и мировых котировок секонд-бизнес живет и процветает. И чем меньше работы будет населению, тем больше клиентов появится у дилеров товаров из Европы.