Секвестр Бюджета-2014 и падение ВВП: где взаимосвязь?

Второй раз за менее чем полгода украинское правительство перекраивает бюджет в сторону уменьшения. С одной стороны, все вроде бы логично и правильно – надо сокращать нецелевые бюджетные расходы, бороться с коррупцией в госзакупках, обеспечивать дополнительными средствами воюющую армию и т.д. С другой стороны, объем сокращений позволяет сделать вывод о совершеннейшей неадекватности макропоказателей экономики,  официальной статистики и отсутствии взаимосвязи между расходами и предлагаемой экономией.
Напомню, что 27 марта текущего года, Верховная Рада приняла «антикризисную программу» правительства. Которая существенно ухудшит жизнь практически всех украинцев. По мнению Кабмина, она позволит увеличить доходную часть бюджета на сумму около 44 млрд. грн из расчета на год, а за 7 месяцев 2014 года позволит получить примерно 25 млрд. гривен.
Отмечу, что этим планам не суждено было сбыться. Впрочем, ничего удивительно в этом нет. Пытаясь получить деньги за счет роста фискального давления в период кризиса, можно только способствовать сворачиванию бизнеса и замораживанию экономики. Но чиновники или этого не знают или не думают. А может и сознательно вредят. За полгода Минфин собрал в казну на 4,1 млрд гривен меньше налоговых поступлений, чем планировал (122,5 млрд гривен против плана в 126,6 млрд гривен). В том числе, на 3,8 млрд гривен меньше поступлений от НДС (63,5 против 67,3 млрд гривен в плане). Но даже там, где план выполнялся, сбор налогов был меньше, чем год назад. С января по май доходы от сбора налога на прибыль предприятий сократились на 4 млрд грн, акцизных сборов – на 2 млрд грн, собственных поступлений бюджетных организаций – больше, чем на 2 млрд грн. Вот такие результаты «экономии».
Июль заканчивается, а вместо ожидаемых миллиардов прибыли государство получает сплошные убытки. «Для финансирования восстановительных работ (на Донбассе) нужны миллиарды… Сегодня мы будем рассматривать законопроект о внесении изменений в закон о государственном бюджете Украины. Уже сейчас разрыв между доходами и расходами составляет 14,5 млрд грн, который надо покрывать. Нам снова надо принимать очень сложные решения», — заявил на заседании Кабмина премьер-министр.
Сказано – сделано. Минфин подготовил проект секвестра государственного бюджета Украины, согласно которому расходную часть бюджета предлагается уменьшить почти на 40 млрд грн, по сравнению с текущей версией главного финансового плана страны.
Суммарно, за два секвестра и повышения налогов, доходная часть бюджета должна была возрасти, а расходная уменьшится так, чтобы выигрыш составил 84 млрд грн. Куда же такая прорва денег, сравнимая с более чем 20% бюджета (доходы Бюджета 2014 – 372,9 млрд грн) должна была пойти? На армию? Нет. На армию с учетом всех повышений и перечислений (около 7,5 млрд в феврале-марте, порядка 4,5 млрд после первой волны мобилизации и еще 0,5 млрд сэкономленных от несостоявшегося второго тура президентских выборов) дополнительно получается всего 12,5 млрд грн. То есть 1/7 от того, что предлагается получить и сэкономить. На отдачу долгов? Нет. Глава Минфина признал, все, что уже получено и будет еще получено в виде иностранных кредитов, пойдет на возврат внешних долгов. Получено же будет около 20 млрд долларов США. Куда идут деньги — непонятно.
Точно так же непонятно, как при нынешних прогнозах Кабмина относительно инфляции и уровня падения ВВП, бюджет недополучает такое дикое количество денег. Ведь в основе секвестра госбюджета на текущий год будет использован прогноз макропоказателей падения ВВП на 6-6,5% при инфляции около 19%. Любопытно, как падение ВВП на менее чем 7%, вызывает недобор доходов более чем в 20%?
Ответа на этот, как и на многие другие вопросы – нет. Как нет и экономической программы правительства. Не удивительно, что в такой ситуации ВВП – снижается, а доходы бюджета – падают.

Читайте также по теме